УИСТРЕАМ (Франция), 6 июн — РИА Новости, Виктория Иванова. "Самый длинный день" — именно так называется документальный роман Корнелиуса Райэна, в котором под одной обложкой оказались собраны свидетельства 383 участников крупнейшей в истории десантной операции — высадки союзных войск в Нормандии, которая началась 6 июня 1944 года и стала отправной точкой для открытия "второго фронта".
Сейчас уже сложно сказать, сколько человек из числа тех, кто делился воспоминаниями с Райэном, дожили до 70-й годовщины высадки, но среди гостей пышных торжеств присутствовали около тысячи ветеранов — порядка ста французов и примерно 800 человек из-за рубежа, половину из которых составляют представители Великобритании, четверть — США.
Как отметили организаторы торжеств, 70-я годовщина, вероятно, последняя, где смогли присутствовать участники и очевидцы высадки союзников. Французские власти сделали все возможное, чтобы обеспечить комфорт и безопасность ветеранов — каждый автобус с пожилыми людьми сопровождала машина медиков, а во время ожидания мировых лидеров в месте проведения главной — международной — церемонии над головами самых старших гостей добровольцы держали зонтики от солнца.
Празднование 70-й годовщины высадки проходило под жарким солнцем, будто бы специально выглянувшим из-за туч к торжеству. В 1944 году в этот день погода была настроена куда менее благосклонно — сильный шторм, обрушившийся на побережье, вынудил генерала Эйзенхауэра — командующего экспедиционными силами — перенести высадку, изначально запланированную на 5 июня, на один день.
Все флаги в гости к нам
Праздничный день начался в 9 утра в Кане с церемонии у памятника погибшим в боях на нормандском побережье. При участии президента Франции была открыта стела, на которой написано: "Около 20 тысяч мужчин, женщин и детей потеряли свои жизни летом 1944 года в Нормандии в ходе боев за освобождение Франции и Европы".
После Кана Франсуа Олланд отправился на кладбище города Кольвиль-сюр-Мер, где была запланирована франко-американская праздничная церемония с участием лидера США Барака Обамы. Последний также побеседовал с ветеранами, сражавшимися против войск Третьего Рейха, а также с несколькими военнослужащими американской армии, несущих службу в настоящее время.
Еще одна церемония, участие в которой приняли премьер-министры Франции и Великобритании — Мануэль Вальс и Дэвид Кэмерон — прошла в городе Байе, где располагается самое большое британское кладбище времен Второй Мировой войны во Франции. Из 4648 могил, расположенных на кладбище, 3935 хранят в себе прах британских военнослужащих.
В обед в замке Бенувиль состоялся торжественный прием, который давал глава Пятой Республики для своих коллег. В Бенувиле собрались: королева Великобритании Елизавета Вторая, королева Дании Маргрете Вторая, король Норвегии Харальд Пятый, великий герцог Люксембурга Анри, президент Словакии Иван Гашпарович, президент Греции Карлос Папульяс, князь Монако Альберт Второй, президент Италии Джорджо Наполитано, президент США Барак Обама, президент Польши Бронислав Коморовский и генерал-губернатор Новой Зеландии Джерри Матопарае.
Компанию им за праздничным столом составили высокопоставленные гости и их супруги, в том числе — канцлер ФРГ Ангела Меркель, председатель Евросовета Херман ван Ромпей, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и избранный президент Украины Петр Порошенко.
Вечером состоялись еще две церемонии — франко-польская и франко-канадская, прошедшие, соответственно, на кладбище в городе Урвиль и у канадского мемориала на Пляже Джуно, в ходе которых лидеры стран почтили павших в боях за Нормандию и отдали дань памяти живым.
Через призму времени
После обеда высокопоставленные гости и простые местные жители, получившие приглашение, стали стекаться в городок Уистреам, где должна была состояться международная торжественная церемония.
Пляж "Рива Белла" в Уистреаме, получивший в 1944 кодовое название Sword Beach, являлся одним из участков высадки почти 29 тысяч британских военнослужащих, которые столкнулись с обороной противника и к концу "Дня Д" потеряли здесь 630 человек убитыми и ранеными.
На пляже, в нескольких десятках метров от кромки воды расположилась большая сцена, окруженная трибунами. Общая вместимость трибун составила около семи тысяч, причем три тысячи мест были отведены для ветеранов и их сопровождающих — каждый приглашенный очевидец или участник событий мог прийти вместе с двумя спутниками. Неподалеку от сцены расположился просторный шатер, под куполом которого работали более тысячи приехавших с разных концов света журналистов.
Лидеры стран прибывали к сцене по одному, в порядке, установленном протоколом. Каждого гостя встречали военные марши в исполнении военного оркестра, а до мест на трибунах их провожали французские школьники. С детьми главы государств вели себя по-разному.
Так, президент России Владимир Путин, вышедший из автомобиля под марш "Прощание славянки", поздоровался за руку с обеими своими спутниками — мальчиком и девочкой — и прошел до своего места, держа их за руки. Однако большинство гостей праздника, как показалось, не обратили на детей достаточно внимания — чаще всего школьники просто шли на пару шагов позади от них.
Последней на церемонию в Уистреам прибыла королева Великобритании Елизавета Вторая. В отличие от других автомобилей, "Рено" королевы приехал практически к самому входу на трибуну, и вскоре после того, как королева заняла свое место в партере, праздник, с опозданием почти на час, начался.
Он начался с продолжительной речи президента Олланда, который призвал всех почтить память тех, кто сражался за свободу Франции и всего мира, кто погиб в ходе сражений в Нормандии и тех, кто являлся участником событий лета 1944 года и смог приехать на праздник 70 лет спустя.
Французский глава государства пожелал ветеранам вновь встретиться на французском побережье спустя 30 лет — когда будет отмечаться 100-летие высадки десанта. Несмотря на то, что советские войска в ходе празднований упоминались не так часто, Олланд поблагодарил Красную Армию за мужество и решительность в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
За выступлением Олланда последовало театрализованное представление в четырех частях, служившее одной из главных интриг дня. Масштабная постановка, участие в которой принимали около 650 актеров, состояла из нескольких частей, сопровождавшихся появлением языков пламени непосредственно из песка на пляже и транслировавшимися на экранах кадрами видеохроники об истории открытия "второго фронта", о подготовке и проведении десанта, о борьбе против фашистской Германии и об истории Евросоюза.
На круглой сцене перед экранами в это же время актеры демонстрировали своеобразные танцы, символизирующие тот или иной отрезок истории. Парашютисты, обещанные организаторами так и не спустились на пляж Уистреама, а долгожданный показ пилотажной группы Patrouille de France ограничился двумя пролетами над трибунами и выпуском дыма в цветах французского триколора.
Судя по лицам ветеранов и по разговорам после церемонии, демонстрация в современном стиле — это не то, чего ждали собравшиеся. Одним из самых зрелищных моментов празднования стал дневной салют, завершивший праздник — побережье затянул цветной дым.
Что за праздник без политики?
Торжественные мероприятия, на которые собрались лидеры двух десятков стран, безусловно, не могли обойтись без обсуждения политических вопросов. Главным образом, основной интерес журналистов составлял ответ на вопрос о том, с кем будет, если будет, встречаться президент России Владимир Путин.
В четверг Путин провел встречи с премьером Великобритании Дэвидом Кэмероном и президентом Франции Франсуа Олландом. Эти встречи состоялись вскоре после встречи в Брюсселе лидеров стран "большой семерки", которая прошла без российской стороны. В связи с событиями вокруг Украины лидеры стран G7 приостановили работу в формате "восьмерки", а на встрече в Гааге в конце марта решили заменить сочинский саммит "восьмерки" на брюссельский саммит "семерки".
Как заявила по итогам переговоров в Брюсселе канцлер Германии Ангела Меркель, лидеры стран G7 договорились призвать российского президента сотрудничать с новым президентом Украины Петром Порошенко и внести вклад в стабилизацию ситуации в этой стране.
Встреча Меркель и Путина была единственной, о которой было доподлинно известно, что она запланирована на пятницу. Однако ожидания журналистов не остались неоправданными — день празднования годовщины высадки войск союзников оказался действительно "самым длинным днем", в который уложилось немало событий. Одними из ключевых стали переговоры Путина с избранным президентом Украины Петром Порошенко. Со своим американским коллегой Бараком Обамой российский лидер успел пообщаться даже два раза.
Союзники без союза?
Подготовка к "Дню Д" шла полным ходом задолго до самого празднования. На нормандских заправках, наряду с обычными туристическими сувенирами, появились и тематические памятные мелочи — кружки, майки, кепки и даже шарфы в память об "Операции Нептун". На ламинированных магнитах, призванных напомнить своим новым владельцам о знаменательном юбилее, изображены фотографии хроники высадки и флаги стран, принимавших участие в операции.
О не самом простом отношении к роли СССР во Второй Мировой войне, вероятно, говорит и тот факт, что на праздничные церемонии пригласили не всех. Так, если изначально представлять бывшие советские республики в Нормандию собирался приехать только президент России Владимир Путин, то за неделю до торжеств оказалось, что приглашение получил и недавно избранный президент Украины Петр Порошенко.
Казалось бы, раз соседство России не только на карте мира, но и на праздничных мероприятиях составит Украина, было бы логичным пригласить и представителей других стран бывшего Союза. Возможно, приглашение, направленное в адрес Порошенко, можно отчасти объяснить тем, что Украина, а вернее — Украинская ССР — в октябре 1945 года вошла в список стран-членов ООН, как наиболее пострадавшая в ходе войны.
Но как тогда быть с Республикой Беларусь, которая наравне с СССР и Украиной вошла в ряды Организации? Но президента Белоруссии, как и представителей других республик бывшего СССР в списке приглашенных их не оказалось. Организаторы, отвечая на вопросы о том, почему к участию в церемонии не приглашены представители других бывших республик СССР, говорили, что только Россия получила приглашение как правопреемник Советского Союза.