МОСКВА, 4 июн — РИА Новости. МЧС России впервые планирует привлекать атомные ледоколы для оперативного реагирования на крупномасштабные бедствия в арктическом регионе России.
Общая стоимость полезных ископаемых, сосредоточенных в арктическом регионе России, превышает 30 триллионов долларов. Для сравнения, объем всей мировой экономики в 2012 году составил около 70 триллионов долларов.
На защиту российских интересов в Арктике направлен целый комплекс мер, в том числе военного характера, учитывая возросшее внимание к региону со стороны стран-членов НАТО. В апреле президент Владимир Путин объявил о создании в российской части Арктики единой системы базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения.
"Совместно с Минтрансом России проработан вопрос оперативного использования атомных ледоколов госкорпорации "Росатом" в поисково-спасательных операциях, что позволит эффективно реагировать на происшествия и чрезвычайные ситуации, связанные с морским транспортом, поиском и спасанием на воде", — говорится в госдокладе МЧС РФ.
В настоящее время атомный ледокольный флот России имеет четыре ледокола мощностью по 75 тысяч лошадиных сил ("Россия", "Советский Союз", "Ямал" и "50 лет Победы"), силовые установки которых имеют по два реактора. Кроме того, есть еще два ледокола мощностью по 40 тысяч лошадиных сил ("Таймыр" и "Вайгач"), силовые установки которых имеют по одному реактору.
В арктической зоне РФ размещены атомные электростанции, пункты базирования атомных ледоколов и атомных кораблей ВМФ, химически опасные и взрывопожароопасные объекты, важные элементы коммуникаций.
Основным элементом арктической транспортной системы, обеспечивающей грузопотоки по всей протяженности береговой линии РФ в Северном Ледовитом океане, является Северный морской путь, который в перспективе может стать важнейшей международной транспортной магистралью.
По данным МЧС, в среднем на территории арктической зоны России происходит в год более 100 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при этом отмечается устойчивый рост количества ЧС техногенного характера, среди которых доминируют транспортные аварии (30%), взрывы и пожары технологического оборудования (24%).
Группировка растет
Как ранее сообщало министерство, на арктическом побережье России планируется создать авиационную группировку в составе 14 воздушных судов (12 вертолетов и два самолета), которые будут базироваться на аэродромах Мурманска, Воркуты, Норильска и Анадыря.
МЧС РФ до 2015 года намерено построить в Арктике десять комплексных аварийно-спасательных центров: в Дудинке, Мурманске, Нарьян-Маре, Архангельске, Надыме, Воркуте, Тикси, Певеке, поселке городского типа Провидения и в Анадыре.
Спасательные центры будут обеспечивать режим постоянной готовности и экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в Арктике, их общая численность составит 974 человека (590 — наземная и морская, 384 — авиационная). Центры будут высокомобильными, для этого их оснастят авиационными средствами, вездеходами, универсальным аварийно-спасательным и пожарным оборудованием, а также плавсредствами.
В настоящее время в арктической зоне РФ уже функционируют три спасательных центра (Нарьян-Мар, Архангельск, Дудинка), четыре региональных поисково-спасательных отряда, 196 пожарно-спасательных подразделений различных ведомств общей численностью около 10 тысяч человек, два морских спасательно-координационных центра (Мурманск, Диксон), три морских спасательных подцентра (Архангельск, Тикси, Певек), а также четыре пункта базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти, которые находятся в Диксоне, Тикси, Певеке и поселке Провидения.