РИМ, 2 июн — РИА Новости, Елизавета Исакова. Москва и Рим готовы начать прямой обмен опытом в восстановлении памятников архитектуры и культурно-исторических ценностей.
Таков один из главных итогов визита в столицу Италии делегации российских экспертов, археологов и реставраторов, приехавших в Рим на прошлой неделе для участия в "Днях Москвы", организованных Департаментом внешнеэкономических и международных связей Москвы.
Нужны практикующие специалисты
Как объяснил в беседе с РИА Новости один из участников проходивших в Риме дискуссий — замруководителя Департамента культурного наследия города Москвы (Москомнаследие), главный археолог столицы Леонид Кондрашев, правительство Москвы придает большое значение подготовке людей производственных специальностей, и в области реставрации эта проблема становится крайне острой.
"Дело в том, что сейчас мы столкнулись с нехваткой практикующих реставраторов. В 1990-х годах реставраторы советской школы передали свои навыки молодым студентам, которые в силу обстоятельств не смогли их развивать на практике… У Италии, безусловно, очень богатый опыт по этому направлению, есть практикующие опытные профессионалы. И мы видим интереснейшие образцы реставрационных работ. Конечно, мы видим и ошибки. Тем не менее, необходимо думать о том, как наладить взаимовыгодный контакт по этому направлению", — отметил Кондрашев.
По его словам, сейчас важно создать работающую систему между двумя столицами, чтобы римские специалисты больше узнавали о Москве, больше приезжали в Москву, а московские специалисты смогли лично побывать на эталонных реставрационных объектах Рима.
"Сейчас мы обсуждаем возможность расширения школы реставрации не только по архитектурным специальностям, но и по всем остальным. Мы уже обсуждаем возможность привлечения итальянских специалистов на объекты реставрации в Москве и возможность стажировки наших студентов в Риме. Принципиальное устное согласие на это уже получено от Ассоциации реставраторов Италии. Несколько фирм даже попросили прислать на наши учебные материалы", — рассказал замглавы Москомнаследия.
Данная инициатива была также зафиксирована в подписанной во время проведения "Дней Москвы" в Риме программе сотрудничества двух городов на период с 2014 по 2017 годы. Согласно этому документу, Москва и Рим обязуются, в частности, проводить на своей площадке профессиональные стажировки, лекционные курсы и семинары для специалистов и студентов из России и Италии, обучающихся по специальности "Реставрация", а также рассмотрят возможность участия специалистов в действующих реставрационных проектах. Технические детали будущих обменов теперь будут согласовываться в рамках специальных рабочих групп.
Культурный парадокс
Сможет ли Италия оправдать возложенные на нее ожидания, пока не ясно. Несмотря на то что на бумаге правительство Республики выделяет немалые средства на сохранение и поддержание в надлежащем виде своего историко-культурного наследия, в реальности дела обстоят не слишком радужно.
К примеру, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО уникальный археологический комплекс Помпеи до сих пор находится в плачевном состоянии. В марте нынешнего года правительство Италии выделило дополнительно 2 миллиона евро на восстановление комплекса, после того как там произошла серия обрушений стен древних зданий. Кроме этого, один из крупнейших машиностроительных холдингов Италии Finmeccanica заявил о намерении предоставить археологам технологию электронного слежения за состоянием комплекса. При этом реставрационные работы в Помпеях уже ведутся с 2012 года. На их проведение Еврокомиссия выделила 105 миллионов евро. Деньги, конечно, осваиваются, однако обрушения продолжаются, и многие сомневаются, что даже с использованием высоких технологий к завершению реставрации в 2015 году ситуация изменится в лучшую сторону.
"У нас сейчас большие проблемы в реставрационном секторе… Многие реставрационные мастерские закрываются или уже закрыты из-за сокращения финансирования. Правительство уже много лет не занимается его восстановлением и, похоже, не заинтересовано в развитии института реставрации. Это странно, потому что качественно отреставрированные ценности привлекают туристов, а туризм — одна из важных статей дохода нашей страны", — рассказала РИА Новости реставратор Эмануэла Франко (Emanuela Franco) из независимой реставрационной мастерской Consorzio CONART.
Тенденция к сокращению затрат на культурные проекты, появившаяся во время экономического кризиса, наблюдается до сих пор. Так, по данным Federculture (Федерация предприятий и организаций управления культуры, туризма, спорта и отдыха), за последние десять лет траты из доходов только Рима на развитие культуры и сохранение исторических ценностей сократились в два раза — до 2,5% от общего бюджета столицы в 2013 году с 4,3% в 2002. Отчасти поэтому итальянские реставраторы сегодня активно ищут работу за рубежом, в том числе и в России, а профессия реставратора потеряла былую привлекательность для молодежи.
Культурное законодательство
Как ожидается, ситуация может измениться с принятием 22 мая правительством Италии декрета о срочных мерах по защите и укреплению культурного наследия и развитию культурных мероприятий и туризма.
"В этом документе заложены беспрецедентные меры для сектора культурных ценностей, которые позволят привлечь на срочные контракты профессионалов в области сохранения и защиты культурных ценностей и тех, кто работает на ниве культуры", — заявил РИА Новости министр культурного наследия, культуры и туризма Италии Дарио Франческини. По его словам, защита исторического наследия на сегодняшний день является приоритетным для правительства Италии, так как страна заинтересована в привлечении большего числа туристов для укрепления своей экономики.
Согласно одобренному правительством декрету, теперь ежегодно в Италии будет определяться, с учетом мнения экспертов, список наиболее значимых культурных ценностей, которым нужно восстановление или реставрация с последующим проведением необходимых работ. В документе также предусматривается введение так называемого "Арт Бонуса" — выдача налогового кредита (фактически освобождение от налогов) на 65% сроком на три года для частных бенефициаров реставрационных работ. Это направление в Республике активно развивается. Многие исторические памятники как в столице, так и за ее пределами были восстановлены или восстанавливаются за счет иностранного спонсорства (из Саудовской Аравии, Азербайджана и других) или крупных итальянских фирм. Один из недавних примеров такого государственно-частного партнерства — реставрация знаменитого фонтана в виде лодки "Баркачча" работы Пьетро Бернини в Риме у Испанской лестницы на средства итальянского ювелирного дома Bulgari.