"Легкие" ресурсы, так сказать, сливки, или уже давно сняты, или вот-вот на исходе, — заявил на встрече с западными топ-менеджерами президент Владимир Путин. — Поэтому приходится вовлекать в разработку ресурсы, которые традиционно считались экономически малоэффективными, выходить на новые, часто труднодоступные районы и регионы".
Приоритет — арктический шельф
Именно таким регионом является российская Арктика, в которой, по словам президента, сосредоточены "планетарные" запасы углеводородов. "К 2040 году рост энергопотребления приведет к увеличению добычи традиционных углеводородных ресурсов на 40 процентов, — заявил на прошедшей в рамках форума сессии "Нефтегазовые компании — "двигатель изменений в мировой экономике" президент ExxonMobil Exploration Company Стивен Гринли. — И для нас это — серьезный вызов. Давайте спросим у геологоразведочных компаний: есть ли на планете достаточное количество ресурсов для такого стремительного рывка? Существует три основных направления: глубоководные месторождения, трудноизвлекаемая нефть США и Канады, и, разумеется, Арктика, где еще можно найти неоткрытые бассейны. Аналитики утверждают, что на Арктику приходится 20% всех запасов нефти, мы же полагаем, что эта цифра может быть значительно выше".
"Кремль считает приоритетом развитие залежей нетрадиционных углеводородов, в том числе шельфовых месторождений в Арктике, — пишет корреспондент The Financial Times Джек Фарчи, — и западные компании, несмотря на санкции, выражают желание продолжать бизнес в России".
Сессию, на которой выступал представитель Exxon, организовала НК "Роснефть", которая, по признанию участников питерского форума, становится сейчас одной из самых амбициозных и перспективных компаний в мире. Именно "Роснефти" принадлежит ведущая роль в арктическом проекте, определяющем, во многом, судьбу российской энергетики. Да и не только энергетики.
По сути, освоение арктического шельфа является национальным проектом развития, равного которому по масштабам на данный момент просто не существует. Не случайно в апреле президент Путин принял решение о создании специального государственного органа для реализации политики России в Арктике. Эксперты убеждены, что арктический проект не только позволит оживить полярные регионы, но и способствует реиндустриализации страны, приведет к так называемой “углеводородной” технологической революции.
"Роснефти" принадлежит большая часть лицензионных участков в арктических морях. Компания заключила соглашения о стратегическом сотрудничестве с глобальными мейджорами — американской ExxonMobil, норвежской Statoil и итальянской Eni, разделив с ними ответственность за освоение шельфа. Ей удалось также подписать с партнерами "Арктическую декларацию", которая позволит оценить потенциальное воздействие нефтедобычи на природу шельфа и разработать действенные меры экологической безопасности.
На экономическом форуме в Санкт-Петербурге Игорь Сечин заявил, что арктические проекты позволят "Роснефти" стать крупнейшим оператором шельфовых запасов. "Точные оценки ресурсов давать преждевременно, но геологические службы ориентируют нас и наших партнеров на крупные открытия, — отметил он. — С началом коммерческой добычи на шельфе мы связываем ускорение роста компании". Судя по всему, именно за счет арктических запасов "Роснефть" рассчитывает до 2025 года увеличить годовую добычу углеводородов на 50 процентов.
Не случайно, отвечая на вопрос модератора сессии "Нефтегазовые компании" японского журналиста Итие Исикавы, Сечин объявил, что в 2014 году самым значимым событием для его компании станет бурение первой поисковой скважины на структуре Университетская в Карском море.
Конечно, приступать к масштабному изучению и освоению шельфа Северного ледовитого океана невозможно было без предварительных соглашений с такими государственными структурами, как Минтранс и МЧС. "Это так же безответственно и самонадеянно, как пускаться в дальнее плавание без компаса", — говорили эксперты.
И вот, на питерском форуме "Роснефть" подписала, наконец, соглашения с министерствами. Хотя сахалинские проекты доказывают, что вероятность нефтеразливов чрезвычайно мала, компания обязана обеспечить готовность к аварийной ситуации в Арктике. Совместно с МЧС она планирует разработать программу предотвращения и ликвидации разливов. Большую роль в арктическом проекте играют и отношения с министерством транспорта, которое обладает мощным ледокольным флотом, может обеспечить транспортировку углеводородов, и заинтересовано в совместном с "Роснефтью" развитии Северного морского пути.
Нужные нестандартные технологические решения
Очевидно, что освоение Арктики является серьезным технологическим вызовом и требует нестандартных производственных решений. Некоторые эксперты даже сравнивают работы на континентальном шельфе с покорением космоса.
В связи с этим "Роснефть" активно развивает отношения с компаниями и научно-проектными институтами, которые могут предложить ей инновационные технологические решения. На Форуме Компания подписала соглашения с РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина и Санкт-Петербургским Академическим университетом о проведении фундаментальных научных исследований и проектных работ.
Кроме того, "Роснефть" получила существенную долю участия в North Atlantic Drilling Ltd — ведущей буровой компании, специализирующейся на деятельности в суровых климатических условиях. Стороны договорились о привлечении шести установок для бурения на арктическом шельфе. Было подписано также соглашение о технологическом сотрудничестве с General Electric. "Я думаю, что технологические решения, разработанные для арктических проектов, будут превосходить все, то, что мы видели до сих пор, — заявил на сессии "Нефтегазовые компании" президент дочерней компании GE General Electric Transportation Лоренсо Симонелли. — Условия Арктики заставляют нас расширять горизонты. Готова ли нефтегазовая отрасль к освоению континентального шельфа? Она активно готовится. У General Electric, например, есть новое оборудование для погрузки и для работы на дне моря".
Соглашение с GE предусматривает также развитие совместного исследовательского Центра, который, в числе прочего, будет заниматься разработкой технологий безопасного арктического бурения, подводной/подледной добычи и переработки, а также подводной/подледной передачи и распределения электроэнергии.
По словам заведующего лабораторией комплексного геолого-геофизического изучения и освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа РГУ нефти и газа Василия Богоявленского, "больше всего рисков возникает не при добыче углеводородов на шельфе, а при их последующей транспортировке". И в этом смысле разумной мерой выглядит создание системы управления ледовой обстановкой, которая обеспечит безопасность при вывозе нефти из северных морей.
Вообще, арктический проект может стать катализатором важных преобразований в крупнейшей нефтяной компании России, ее превращения в своеобразный инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический "хаб", связывающий ТЭК с такими отраслями, как электроэнергетика, машиностроение и транспорт.
"Роснефть" дает понять, что арктический проект для нее — это не только разработка углеводородных месторождений, но и становление масштабных научных исследований Арктики, четкая продуманная программа по защите полярных экосистем. Не случайно, на Форуме "Роснефть" подписала соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией полярников — организацией, в которую входят ведущие специалисты в изучении Арктики. Стороны договорились разработать программу комплексного исследования полярных территорий, которая позволит сформулировать четкие экологические правила освоения шельфа и принципы особого режима хозяйственной деятельности в регионе.
"Роснефть" уже проспонсировала несколько научно-исследовательских экспедиций по Северному ледовитому океану, в результате которых были изучены морфометрические параметры дрейфующих айсбергов, гидрофизические и гидрохимические параметры моря, течения, распределение водных масс различного происхождения, изменчивость температуры и соленость воды. Ученые уверяют, что это самые масштабные исследования Арктики за всю историю, позволяющие "Роснефти" "бережно осваивать шельф". А если компания, к тому же, начнет инвестировать в природу и присоединиться к программам "АСПОЛ" по "очистке Арктики", которая, что бы ни говорили радикальные экологи, давно не является "девственной территорией", активисты "Гринпис" вынуждены будут прикусить языки. По слухам, их судно Esperanza уже взяло курс на Карское море, но что они могут противопоставить взвешенному подходу "Роснефти", которая в сотрудничестве со своими шельфовыми партнерами готова осуществить технологическую революцию и разработать действенные меры экологической безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции