БРЮССЕЛЬ, 25 мая — РИА Новости. Бельгийцы в воскресенье проголосуют на выборах в федеральный парламент, законодательные органы трех регионов королевства — франкоязычной Валлонии, нидерландоязычной Фландрии и двуязычного Брюсселя — и выберут 21 депутата Европарламента.
Три бюллетеня на человека
Выборы пройдут в 11 избирательных округах, причем разделение на округа для голосования на федеральном уровне впервые соответствует делению Бельгии на провинции.
Около 7,9 миллиона бельгийцев должны выполнить свой гражданский долг под угрозой штрафа, который в случае неявки может составить от 27 до 55 евро. Избирательные участки откроются в 8.00 (10.00 мск).
В нижней палате заседают 150 депутатов: 82 фламандца и 68 франкофонов. Франкофоны и фламандцы выбирают депутатов по региональным партийным спискам, причем основные партии — социалисты, правоцентристы и либералы — имеют валлонский и фламандский аналоги.
Палата представителей — единственный орган, который контролирует работу федерального правительства Бельгии. Федеральные власти отвечают в Бельгии за внешнюю политику, оборону и безопасность, правосудие, финансовые и налоговые вопросы, соцобеспечение, ядерную энергетику, железнодорожный и авиатранспорт, почту и связь.
Бельгийцы также выберут 75 депутатов Совета (однопалатного парламента) региона Валлонии, 89 депутатов Совета Брюссельского региона — 72 франкофона и 17 фламандцев, и 124 депутата Совета Фламандского региона. В компетенцию региональных властей входит, в частности, городское планирование и землепользование, жилищная политика, сельское хозяйство, вопросы экономики и транспорта, внешние связи в этих сферах и внешняя торговля.
По результатам выборов обновится и состав органов власти трех бельгийских сообществ — фламандцев, франкофонов и германофонов. Если Советы франкоязычного и нидерландоязычного сообществ составляются по результатам региональных выборов, то немецкоязычным бельгийцам нужно будет заполнить еще один бюллетень, чтобы выбрать 25 депутатов парламента сообщества. Сообщества имеют компетенцию, в частности, в вопросах образования, культуры, здравоохранения, спорта, семейных дел, науки и во внешних связях по этим направлениям.
По результатам выборов в органы власти регионов и сообществ будет обновлен состав верхней палаты федерального парламента — бельгийского сената. Сенатские выборы в Бельгии впервые будут косвенными. Члены региональных советов и советов сообществ выберут 50 сенаторов, а они изберут еще 10 членов верхней палаты парламента. Законодательная роль сената ограничена решением институциональных вопросов, в частности внесением изменений в конституцию.
Кроме того, бельгийцам предстоит внести свой вклад в обновление Европарламента, где из 751 человека 21 представляют интересы Бельгийского королевства.
Интрига выборов
Благодаря пропорциональной избирательной системе, Бельгией руководят политические коалиции.
Сейчас в правящее большинство в палате представителей входят франкофонные Соцпартия (PS), у которой 26 депутатов, либеральная партия "Реформаторское движение" (MR, 15 депутатов), центристская христианская партия "Гуманистический демократический центр" (CDH, девять депутатов) и их фламандские аналоги: "Социалистическая партия — Андерс" (SP.A, 13 депутатов), Партия фламандских либералов и демократов Open VLD (13 депутатов) и "Христианские демократы и фламандцы" (CD&V, 17 депутатов).
Правительство, министерские посты в котором занимают шесть фламандцев и шесть франкофонов, возглавляет социалист Элио ди Рупо.
На нынешних выборах основное внимание приковано к результатам фламандской националистической партии "Новый фламандский альянс" (N-VA) на региональном и федеральном уровнях. Последние опросы общественного мнения предвещают партии Барта де Вейвера прорыв, но, как отмечают аналитики, многое будет зависеть от степени этого прорыва. "Если N-VA получит больше 30%, а CD&V — меньше 20%, это будет совсем другая Фландрия, чем при 28% у N-VA и 22% у CD&V", — отмечает глава политической редакции фламандского издания De Morgen Ив Десме.
По его словам, преодоление националистами 30%-й планки грозит Бельгии новым политическим кризисом, подобным тому, который на полтора года оставил страну без правительства в 2010 году.
"Если фламандский лидер настолько обойдет тех, кто станет политическими карликами, без него будет невозможно сформировать правительство. Будет тот же сценарий, который парализовал страну в 2010 году, поскольку будет неизбежно тупиковая ситуация между N-VA и социалистами", — считает политолог.
При этом, несмотря на заявления де Вейвера о том, что он готов занять пост премьер-министра в федеральном правительстве, эксперты в его намерения всерьез не верят. Как пишет авторитетное бельгийское издание Libre Belgique, де Вейвер, сторонник конфедерации, в таком случае "будет обречен" поддерживать бельгийскую федеральную модель.
Ряд экспертов не исключают создание N-VA коалиционного правительства с фламандскими союзниками CD&V и центристами Open VLD, а также с их валлонскими эквивалентами CDH и MR. Хотя ранее партии франкофонов MR и CDH называли невозможным альянс с фламандскими националистами, эксперты отмечают, что прагматические соображения могут взять верх над политическими.
Но, как сообщил в интервью изданию Le Vif эксперт из Лёвенского католического университета Барт Мадденс, даже в случае складывания такой коалиции N-VA будет непросто провести желаемую "тэтчеровскую" политику жесткой экономии из-за сопротивления партнеров.
Наиболее вероятным сценарием эксперты, основываясь на данных опросов, считают сохранение на федеральном уровне нынешней коалиции, несмотря на то что во Фландрии де Вейвер может занять премьерское кресло.