Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня".
Что за отношения двух наших держав получаются в итоге и куда им двигаться дальше? С газовым контрактом все понятно — это долгосрочная стратегическая привязка двух стран на несколько десятилетий вперед. А как выглядит вся картина в целом?
В чем согласны
Собравшиеся на конференции в Александр-хаусе едва ли не все российские эксперты по Китаю отслеживали новости из Шанхая в режиме онлайн. А говорили в основном о том, что России и Китаю делать дальше, уже по итогам встречи России и Китая на высшем уровне. И что за отношения у нас с Китаем получаются, как теперь расшифровывать характеризующий их термин — "стратегическое партнерство".
А точнее — "всеобъемлющее равноправное доверительное партнерство и стратегическое взаимодействие", которое вдобавок вышло "на еще более высокий уровень", что поможет "формированию справедливого, гармоничного, безопасного мироустройства". Это из Совместного заявления — ключевого из подписанных в Шанхае документов.
Выступление Владимира Путина на состоявшемся в среду Саммите по мерам доверия (там встречаются лидеры 27 стран Азии) было приглушенным и деловым. Да и весь саммит носил такой характер, с упором не столько на громкие декларации, сколько неформальное общение в кулуарах. Так же, кстати, звучала и речь китайского лидера Си Цзиньпина, сводившаяся к мысли, что проблемы безопасности Азии должны решать азиатские страны. К которым Россия, по очевидным географическим причинам, тоже относится.
И если возвращаться к украинскому кризису, то китайские эксперты вообще не считают его чрезмерно серьезным и полагают, что заигравшиеся европейцы постепенно решат его путем компромиссов, внутри самой Украины и с Россией. Есть или будут международные сюжеты поважней.
Как дружим
Но эксперты — народ въедливый и любящий смотреть скорее на то, что плохо, чем на то, что хорошо.
Плохо (а может, наоборот, хорошо) то, что российско-китайские отношения слишком быстро выходят из двустороннего состояния и оказываются увязанными с тем, что происходит в окружающем нас мире. Это новый феномен, и нельзя сказать, что Москва и Пекин достаточно быстро согласуют свою политику. Например, Ближний Восток. При общем согласии там было много сложностей, особенно связанных с войной в Ливии. Или Украина. При том же общем согласии китайцы были огорчены юридическим прецедентом присоединения Крыма через референдум.
Но есть и другие вопросы. Они касаются третьих стран и регионов, и особенно экономической политики там. Существуют ли примеры российско-китайских инвестиционных проектов в Юго-Восточной Азии, на Корейском полуострове, в Африке? Исключение — разве что Средняя Азия, но и тут мы скорее координируем усилия, чтобы избежать опасной конкуренции. А ведь экономика имеет тенденцию в какой-то момент начать диктовать политическую повестку дня.
В российско-китайских двусторонних отношениях лет 10 — 15 назад было наоборот, политика диктовала необходимость придумывать все новые сближающие проекты.
49 документов, подписанных Путиным в Шанхае, отражают уже новую реальность. Экономические связи вступили в стадию более самостоятельного развития. Это уже не 5-6 показательных проектов. Можно говорить об общем изменившемся направлении движения. Деловое сотрудничество между Россией и Китаем, даже исходя только из того самого списка из 49 пунктов, становится похоже на технологический, финансовый и уже потом энергетический альянс.
Говоря о технологиях, еще в 2011 году Китай оказался второй после США державой в мире по расходам на инновационные исследования, обогнав Японию. Другое дело, насколько хорош результат. Инновации предполагают их применение во множестве практически проводимых производственных проектах. Примерно в этом направлении мы с Китаем и движемся.
Но, как видим, все получилось наоборот, а цену не называют. На самом деле речь не об одной цифре, а о формуле, занимающей несколько страниц и касающейся того, как вычислять цену на газ в 2018 году (начало поставок): многоэтажная угадайка. Никаких внезапных импровизаций тут не устроишь.
Но у России и Китая на самом деле есть более серьезные экономические проблемы, чем судьба этого контракта.
Проблемы эти — в том, что объем наших связей с Китаем, с газом или без, достиг стадии насыщения, исходя из масштабов и возможностей российской экономики. Торговля Китая с США в несколько раз больше российско-китайской просто потому, что Китай и США производят в несколько раз больше ВВП.
Так что нам предстоит новый этап — уже не сближения (оно стало фактом), а поиска новых совместных экономических возможностей в глобальном масштабе.