Вертолетостроение в России в настоящее время является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российского Военно-промышленного комплекса (ВПК). Только в прошлом году было произведено более 300 вертолетов, из которых почти половина была поставлена на экспорт. Поставки российской боевой и военно-транспортной вертолетной техники за рубеж в 2013 году увеличились на 20% по сравнению с 2012 годом.
По мнению экспертов, это связано как с общемировым увеличением спроса на вертолеты, так и с активной маркетинговой политикой "Рособоронэкспорта" по продвижению российских машин. Этой компании удалось существенно расширить географию поставок, в том числе за счет стран Латинской Америки и Ближнего Востока.
Накануне открывающейся в Москве 22 мая специализированной вертолетной выставки HeliRussia 2014 руководитель профильной редакции агентства "Россия сегодня" Сергей Сафронов встретился с руководителем делегации "Рособоронэкспорта" на выставке Владиславом Кузьмичевым, который ответил на наиболее актуальные вопросы, связанные с экспортом вертолетов.
— Владислав Викторович, каковы итоги поставок "Рособоронэкспортом" вертолетной техники своим зарубежным партнерам в 2013 году?
— По итогам 2013 года по линии "Рособоронэкспорта" было поставлено более 140 вертолетов типа Ми-17 и Ми-35М. Среди заказчиков российских винтокрылых машин Гана, Индия, Китай, Мьянма, США, Шри-Ланка, а также Казахстан и другие страны СНГ. Объем поставок вертолетов по сравнению с уровнем 2012 года увеличился на 50%.
— Какие планы на этот год?
— В 2014 году планируется поставка многоцелевых вертолетов Ми-17В-5 и Ми-171Ш, а также транспортно-боевых Ми-35М и боевых Ми-28НЭ в девять стран мира на уровне экспорта прошлого года. Особенностью 2014 года является начало поставок на экспорт боевого вертолета Ми-28НЭ.
На ближайшую перспективу (2015-2017 годы) объем поставок по заключенным контрактам составит порядка 200 вертолетов различных типов в 12 стран. Среди перспективных рынков — государства Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Определенное количество российских вертолетов может быть востребовано странами ближнего зарубежья.
— Какую продукцию представляет "Рособоронэкспорт" на выставке "HeliRussia 2014"?
— "Рособоронэкспорт" предлагает к экспонированию на выставке "HeliRussia 2014" в виде моделей, проспектов и другой рекламной продукции модернизированные версии военно-транспортных вертолетов типа Ми-17, транспортно-боевой вертолет Ми-35М, вертолет радиолокационного дозора Ка-31, боевой разведывательно-ударный вертолет Ка-52, боевой вертолет Ми-28НЭ, тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т.
На этой выставке мы не демонстрируем натурных образцов, поскольку это делают заводы-изготовители, которые широко представляют свою продукцию. Для потенциальных зарубежных партнеров мы готовы провести встречи и презентации предлагаемых на экспорт вертолетов.
— Будут ли демонстрироваться на "HeliRussia 2014" новые образцы вертолетной техники, еще не известные потенциальным иностранным заказчикам?
— Как показывает мировая и отечественная практика, создание новой перспективной платформы вертолета требует значительного времени, больших интеллектуальных ресурсов и существенных материальных затрат. Поэтому более экономным способом и одним из важнейших направлений развития вертолетной техники является разработка мероприятий по ее модернизации, а после их реализации организация серийного производства модернизированных версий вертолетов, а также, при необходимости, модернизация существующего парка вертолетов.
Классическим примером эффективности такого подхода является модернизация транспортно-боевых вертолетов типа Ми-24. В настоящее время устойчивым спросом во многих регионах мира пользуется современная версия этого вертолета — Ми-35М.
Также интересна представленная на "HeliRussia 2014" продукция предприятий-изготовителей различных современных систем вертолетов.
Их включение в состав бортового оборудования в ходе работ по модернизации позволяет существенно повысить тактико-технические характеристики и эффективность вертолетных комплексов.
— В каких международных тендерах на поставку вертолетов участвует "Рособоронэкспорт" и каковы перспективы этих соревнований?
— В настоящее время "Рособоронэкспорт" представляет вертолет Ка-226Т на объявленном в июле 2008 года Минобороны Индии тендере на закупку 197 вертолетов разведки и наблюдения. В соответствии с тендерными требованиями проведены оценочные испытания вертолета Ка-226Т в Индии и России, получившие положительные результаты. В ближайшее время ожидается подведение итогов этого тендера.
— В чем особенности современного международного рынка боевых вертолетов? Какова специфика маркетинговой политики "Рособоронэкспорта" в продвижении боевых отечественных вертолетов на международный рынок?
— На сегодняшний день в мире нет ни одной страны, которая не имела бы своего вертолетного парка. Однако производить современные вертолеты могут лишь несколько государств. Среди них Россия занимает одно из первых мест. Именно поэтому вооруженные силы более 90 стран в различных регионах мира имеют российскую винтокрылую технику.
Продвижение на международный рынок боевых вертолетов осуществляется "Рособоронэкспортом" по двум направлениям.
Первое — серийное изготовление и поставка зарубежным заказчикам модернизированных транспортно-боевых вертолетов типа Ми-35, успешно зарекомендовавших себя во многих вооруженных конфликтах. В настоящее время устойчивым спросом во многих регионах мира пользуется современная версия этого вертолета — Ми-35М.
Второе направление — это продвижение на рынок новых боевых вертолетов Ми-28НЭ, имеющих двойное управление, что позволяет кроме учебных задач успешно решать и весь комплекс задач боевого вертолета.
Высокую оценку специалистов завоевал разведывательно-ударный вертолет Ка-52. За счет использования соосной схемы, он имеет высокие значения летно-технических характеристик и уникальную маневренность. В сочетании с современным бортовым оборудованием и вооружением это обеспечивает вертолету Ка-52 высокий уровень боевых возможностей.
Предложения на закупку боевых вертолетов обязательно предусматривают комплексную поставку всего имущества, необходимого для развертывания подразделений оперативного и периодического обслуживания этих вертолетов, а также обеспечения их вооружением и авиационными средствами поражения. Во многих случаях совместно с инозаказчиками успешно решаются вопросы создания сервисных центров.
— Планируется ли подписание "Рособоронэкспортом" на московской выставке новых международных контрактов?
— Обществом постоянно осуществляется работа по рассмотрению обращений инозаказчиков на поставку вертолетной техники, готовятся коммерческие предложения и проекты контрактов, согласовываются с партнерами условия внешнеэкономических сделок.
В ходе работы выставки "HeliRussia 2014" подписание контрактов с инозаказчиками не предусматривается. Но после завершения выставки планируется проведение ряда переговоров по согласованию и подписанию контрактов на поставку российских вертолетов.
— Справится ли российский ОПК с планом поставок вертолетной продукции зарубежным партнерам по контрактам "Рособоронэкспорта"?
— Конечно. Исполнение контрактов на комплексную поставку вертолетной техники, подписанных по линии "Рособоронэкспорта", осуществляется прежде всего предприятиями вертолетостроительного холдинга ОАО "Вертолеты России", а также предприятиями, изготавливающими вооружение и авиационные средства поражения к поставляемым вертолетам. Производственный план этих предприятий формируется из заказов по государственным и внешнеторговым контрактам.
При подписании "Рособоронэкспортом" внешнеторговых контрактов сроки поставки вертолетной техники всегда согласовываются с предприятиями российского ОПК с учетом их фактической производственной загрузки. По ряду моделей вертолетов производственный план составлен уже на следующие два года.
— Могут ли сказаться международные санкции на зарубежных поставках "Рособоронэкспорта"? В частности, имеется в виду тот факт, что украинский "Мотор Сич" — основной и фактически единственный поставщик двигателей для российских вертолетов.
— По заявлению руководства "Мотор Сич", в случае, если сотрудничество с Россией в области авиационного двигателестроения украинской стороной будет свернуто, это приведет к негативным последствиям для Украины, так как производство авиадвигателей, в том числе и для вертолетной техники, осуществляется на "Мотор Сиче" в кооперации с российскими предприятиями.
Кроме того, в настоящее время в России реализуется программа импортозамещения, которая заключается в организации производства вертолетных двигателей на ОАО "Климов" в Санкт-Петербурге. Программа предусматривает изготовление на территории России всех комплектующих изделий и окончательную сборку двигателей.
— Способны ли санкции США сорвать дополнительный контракт "Рособоронэкспорта" с Пентагоном на поставку 30 вертолетов Ми-17В-5 в интересах Афганистана?
— Реализация контракта между "Рособоронэкспортом" и Пентагоном на поставку 30 вертолетов Ми-17В-5 в Афганистан зависит от четкого выполнения американской и российской сторонами своих контрактных обязательств.
В настоящее время у каждой из сторон отсутствуют основания о прекращении исполнения данного контракта, поэтому все запланированные российской и американской сторонами мероприятия, предусмотренные условиями контракта и дополнений к нему, проводятся в соответствии с согласованным графиком.
По состоянию на апрель 2014 года в Афганистан уже поставлено 12 вертолетов и имущество к ним, выполнены работы по изготовлению и приемке на различных стадиях еще девять вертолетов.
— В чем преимущества российской вертолетной техники по сравнению с образцами конкурентов?
— По оценкам экспертов, в том числе зарубежных, российские вертолеты превосходят большинство иностранных аналогов по техническим и боевым возможностям, надежности и простоте в эксплуатации.
Наиболее ярко преимущества российских вертолетов проявляются в случае их применения в регионах со сложными климатическими условиями. Например, использование вертолетов типа Ми-17 в условиях жаркого климата и пустынной местности, что, по мнению представителей НАТО, делает их незаменимыми в этих условиях.