МОСКВА, 20 мая — РИА Новости. Московский театр "Новая опера" представляет мировую премьеру оперы-буффа Владимира Мартынова "Школа жён". Автором идеи и либретто стал легендарный режиссер народный артист России Юрий Любимов, вдохновивший театр на создание этого произведения. Об этом сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
Из-за нездоровья Любимов не смог придти на генеральную репетицию и его присутствие на премьере также маловероятно, сообщил накануне репетиции директор театра Дмитрий Сибирцев. По его словам, именно благодаря Любимову, огромному авторитету мастера удалось привлечь к работе мощную группу высоких профессионалов: композитора Владимира Мартынова, дирижера Дмитрия Юровского, художников Бориса Мессерера и Рустама Хамдамова, постановщика Игоря Ушакова, который заменил мастера за режиссерским пультом.
Главный вдохновитель
"Юрий Петрович вдохновил всех нас. Он вложил в эту работу часть своей жизни. Как истинный художник он не мог не выразить всего того, что наболело. В опере заложено много идей, найти сценическое воплощение которым было непросто. Я старался сделать это немного отстраненно и иронично, ведь это театр, это игра. Хотелось сохранить определенное чувство юмора", — сказал РИА Новости Борис Мессерер, автор декораций к постановке.
По мнению Мартынова, "Школа жён" — "не просто очередная работа Любимова, но, наверное, результат его жизни".
"Несмотря на то что опера шуточная, буффонадная, речь в ней идет об очень серьезных вещах — взаимоотношениях художника и власти, взаимоотношениях внутри творческого коллектива. Но музыка, поскольку это опера-буффа, должна быть веселой, красивой и доставлять удовольствие публике", — сказал композитор.
Музыка без подтекстов
Дирижера-постановщик Дмитрий Юровский сказал, что его работа была, наверное, самой простой.
"Я постарался подойти к этой опере как к музыкальному произведению. А остальное — разгадывать подтексты, заложенные в содержании — каждый волен в силу своей информированности и воображения. Для меня в самой музыке было немало непростых задач. Во-первых, найти баланс между разговорной речью, которой здесь достаточно, и пением. И, во-вторых, найти верный стилистический ход. Мартынов написал музыку, в которой много разных стилей и задача заключалась в том, чтобы не сглаживать эти стили, не пытаться создать какую-то одну линию, а отнестись с уважением к каждому, показав их особенности".
В спектакле задействованы все: от солистов, оркестрантов, танцовщиков — до сотрудников разных технических служб театра. У каждого своя роль, которую они старались выполнять на самом высоком уровне. Заинтересованность и полная отдача в работе всего коллектива позволили создать новый оперный спектакль. Такое мнение единодушно высказали дирижер, режиссер и композитор.
В ожидании Короля
В либретто, сочиненном Любимовым, использованы тексты авторов разных эпох — Мольера, Булгакова, Козьмы Пруткова.
История начинается с того, что Мольер и актеры его театра готовятся к встрече Короля, для которого они должны сыграть некую пьесу. Но при этом у Мольера с артистами полное непонимание, доходящее до скандала. Артисты не выучили свои роли, а Мольер заставляет их репетировать. Но они все-таки разыгрывают сцены, которые планируют показать Королю. Однако актеры и Мольер так и не дождались Солнца Франции — Король не появился…