КУБИНКА (Московская область), 16 мая — РИА Новости, Екатерина Згировская. Авиационные группы высшего пилотажа — любимцы публики, их выступлений с нетерпением ждут как профессионалы, так и обычные зрители. Корреспондент РИА Новости познакомился поближе с одной из таких групп ВВС РФ — "Стрижи". Он побывал на праздновании их дня рождения в подмосковной Кубинке.
Для гордости много причин
"Раскудрявый клен зеленый, лист резной, я смущенный и влюбленный пред тобой", — словами знаменитой песни "Смуглянка" из военного фильма про летчиков "В бой идут одни старики" встречает колонну автомобилей с репортерами аэродром "Кубинка".
Кубинка — родная авиабаза для групп высшего пилотажа "Русские витязи" (Су-27) и "Стрижи" (МиГ-29), регулярно принимающих участие в международных авиационных салонах — французском Ле Бурже, британском Фарнборо, российском МАКС, а также военных Парадах Победы на Красной площади в Москве. В этом году в Крыму 9 мая в честь Дня Победы воздушные асы поразили зрителей "кубинским бриллиантом": девять истребителей, выстроившись ромбом на минимальном расстоянии друг от друга, выполнили фигуры высшего пилотажа.
Вернувшись в понедельник на родную базу, летчики решили отметить свой 23-й день рождения. Официально он приходится на 6 мая 1991 года, именно тогда эта группа впервые выступила на авиашоу под названием "Стрижи", но из-за мероприятий и тренировок ко Дню Победы празднование пришлось перенести.
"Стрижи" летают на высокоманевренных многоцелевых истребителях МиГ-29. На корпусе самолетов черная птичка, на хвосте — молния, образующая слово "МиГ". Группа, входящая в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк 16-й воздушной армии, вместе с коллегами на фронтовых истребителях Су-27 — "Русскими витязями" — с 1990-х годов в разных пилотажных порядках выступают с большой совместной программой.
"Стрижи тоже гордые птицы, для гордости много причин. Взлетают "Стрижи" — самолеты, покой берегут на земле", — так звучат слова одной из песен, посвященных "Стрижам".
И правда, гордиться есть чем, группы высшего пилотажа — это не просто шоу, демонстрация ювелирного владения штурвалом, это мастера, способные в любой момент защитить страну.
"Помимо пилотажа, мы очень много занимаемся боевой подготовкой, мы и воздушные бои крутим, и бомбы, и из пушки стреляем", — рассказал корреспонденту РИА Новости командир эскадрильи подполковник Максим Мусатов.
Пилоты "Стрижей" уже почти полгода активно занимаются подготовкой новейшей пилотажной группы на легких учебно-боевых самолетах Як-130 на базе ВВС в Борисоглебске Воронежской области. Из-за особенностей системы управления "малыша" работы предстоит много, так как самолеты новые, местные же летчики-инструкторы занимаются подготовкой курсантов, а не оттачиванием фигур высшего пилотажа.
"Мы подготовили сложный пилотаж, но нам еще столько же работы предстоит, чтобы им научиться вот так же летать. У летчиков специфика совершенно другая — когда их переводят на такие виды, они в шоке бывают. Для таких показов они пока не готовы, но могут плотно пролететь — еще много работы очень", — поделился Мусатов.
Взлет по команде
Возле взлетной полосы аэродрома в Кубинке собралась толпа, "Стрижей" приехали поздравить с днем рождения не только многочисленные журналисты, на базе собрались сотни человек — это коллеги, друзья летчиков и ветераны пилотажного мастерства.
"Я хочу лететь еще выше, чтоб не задеть города крыши", — раздается из колонок. Здесь вся музыка посвящена полетам, летчикам и небу. Но главная музыка — рев двигателей, который вот-вот прорвет воздух.
Наконец, "Русские витязи" выруливают на стартовые позиции. Проезжая мимо гостей, пилоты машут им и приветствуют их, толпа отвечает, радуется, поздравляет, снимает фото и видео. Вежливые солдаты, служащие на базе, просят отойти за линию особо активных зрителей.
Первая тройка "Витязей" стартует, четвертый и пятый борт отрываются от земли спустя несколько мгновений. Пока Су-27 делают круг и исчезают в редких облаках, виновники торжества — юркие МиГ-29 "Стрижи" срывают аплодисменты, плавно прокатываясь по ВПП к точке старта.
"По ушам дало хорошо", — говорит мужчина из толпы.
"Прогазовал мощно", — добавляет он, когда четверка включает двигатели на полную мощность и взлетает, оставляя за собой столб черного дыма.
Над толпой проносятся "Русские витязи", и вот на горизонте вся "девятка" (5 Су-27 и 4 МиГ-29) встречается. "Сейчас перестроятся", — прогнозируют знатоки, — "все в строй, догоняй!"
"Ближе, ближе я лечу. Я долечу ближе к солнцу", — доносится из колонок.
И правда, "Кубинский бриллиант" уже высоко в небе, сверкает на солнце. Становится ясно, почему его зовут "бриллиантом" — такой эффект может произвести только высококачественный алмаз.
"Бочка", "Колокол", "Петля Нестерова" — зрители аплодируют. Истребители прорезают воздух, вылетая из самых неожиданных уголков голубого неба. Звук двигателей слышно раньше, чем можно увидеть сами машины, поэтому толпа крутится и пытается угадать, откуда же "вылетит птичка" на этот раз, а летчики в это время уже заворачивают косые петли и начинают демонстрацию встречного пилотажа. Когда группы улетают далеко, на небесную арену выходит "стриж"-одиночка, но внимания к нему одному не меньше, чем к группе — настоящий "стриж" вытворяет в небе чудеса.
Неподалеку на поле отдыхает вертолет. "Это "Аллигатор" (Ка-52)", — кричит мальчишка в камуфляже. "Какой еще "Аллигатор", это же Ми-8", — поправляет его другой юный знаток винтокрылых машин.
Но разговор мгновенно возвращается к теме истребителей: "О, смотри, буква "Л" летит!", — вскрикивает первый мальчик. Толпа поворачивается — пятерка "Витязей" летит над деревьями клином, действительно напоминающим букву "Л".
Группы снова встречаются и под восторги толпы выполняют роспуск "Фонтан". Словно капельки разлетаются истребители в разные стороны и начинают вращаться.
Так пилотажные группы совместили приятное с полезным — это была их тренировка перед поездкой на Международную выставку KADEX-2014 в Казахстан на следующей неделе.
"Стрижи" в Крыму
Похожую программу "Стрижи" и "Русские витязи" показывали 9 мая в Севастополе. Летчиков там приняли на ура.
"В Крыму очень приветливые, отзывчивые люди, они очень рады, что вошли в состав Российской Федерации. Встречали нас очень хорошо, а мы выполнили свою задачу — все радуются", — поделился с корреспондентом РИА Новости главный "стриж" подполковник Мусатов.
"Многие летчики уже неоднократно выполняли парады над Красной площадью, но над городом-героем Севастополем — в первый раз выступали. Это особые ощущения: ответственность и гордость за нашу страну", — рассказывает подполковник Олег Ерофеев, "русский витязь" и по совместительству начальник службы безопасности полетов центра показа авиационной техники.
"А самое главное, мельком видел, сколько там людей. С воздуха он смотрелся настолько красиво, столько людей — весь Крым, вся Кубань, наверное, кто-то из России", — добавил он с надеждой, что подобные торжества продолжатся.
Больше подарков
Какой день рождения без подарков? Пилот "Русских витязей" Олег Ерофеев считает, что коллегам очень повезло с погодой для полетов. "На их день рождения всегда попадается такая хорошая погода, уже тепло", — говорит он.
Члены Фонда развития поддержки спортсменов и организаций по силовому многоборью "Богатырь" показали трюк с перетягиванием истребителя — силовую тягу самолета.
"Летчиками мы не стали, но мы их покатаем. Полная снаряженная масса самолета (МиГ-29) — 18 тонн. Здесь не установлены некоторые элементы, но тонн 15 здесь есть. Ребята одевают упряжку, все это привязывается тросом за шасси, и мы тянем. Думаю, сегодня рекорд установим", — сказал вице-президент фонда Иван Шубин.
"Богатыри" рекорды установили, причем трижды.
На 40 метров 15-тонный МиГ протянули студенты, а на 60 метров истребитель утащила сборная Москвы по перетягиванию каната, куда входит практически "паралимпиец" Константин Богданов — мастер спорта международного класса, инвалид первой группы, получивший ранение в Чечне.
А рекордсмен РФ и Европы по жиму лежа Максим Цуканов выполнил одиночную силовую тягу на 18 метров.
Все три рекорда подадут в книгу рекордов Гиннесса.