Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
РИА Наука

Российские связисты теряют 3 года из-за аварии "Протона"

© РИА Новости / Олег Урусов / Перейти в фотобанкВывоз ракеты "Протон-М" со спутником на стартовый комплекс. Архивное фото
Вывоз ракеты Протон-М со спутником на стартовый комплекс. Архивное фото
Рассматривается несколько версий нештатного запуска ракеты-носителя, заявил РИА Новости глава Федерального космического агентства Олег Остапенко. Ранее в качестве одной из версий озвучивалась проблема с рулевым двигателем третьей ступени.

МОСКВА, 16 мая — РИА Новости. Авария российской ракеты-носителя "Протон" привела к потере самого мощного спутника связи, замену которому успеют подготовить только через три года. Это ЧП может стать причиной рекордной для России страховой выплаты в 7,8 миллиарда рублей. При этом авария не повлияет на другие проекты Роскосмоса, а реформа отрасли, начатая как раз после серии неудачных запусков, продолжится.

Ракета-носитель "Протон-М" со спутником связи "Экспресс-АМ4R" была запущена в ночь на пятницу с космодрома Байконур. На высоте 160 километров при скорости полета 7 км/с разрушилась третья ступень "Протона" с разгонным блоком "Бриз-М", и космический аппарат не был выведен на орбиту.

Удар по связистам

Через спутник планировалось предоставлять услуги телерадиовещания, широкополосного доступа в интернет, услуги мультимедиа и телефонии. Он также предназначался для создания сетей связи на основе технологии VSAT и решения задач подвижной президентской и правительственной связи практически на всей территории России, включая удаленные районы Дальнего Востока, а также в странах СНГ и Центральной Европы.

Замену спутнику "Экспресс-АМ4R" успеют подготовить только через три года, сообщила в пятницу Минкомсвязь. "Планируется, что срок создания нового спутника, который придет на замену утерянного аппарата, составит около трех лет", — подсчитало ведомство.

"Потеря спутника откладывает перспективные планы Минкомсвязи по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, но не влияет на оказание услуг сегодня. В настоящее время трансляция многопрограммного цифрового теле- и радиовещания, а также первого и второго федеральных мультиплексов продолжается со спутников "Экспресс-АТ1", "Экспресс-АТ2" и "Экспресс-АМ5", — рассказали в министерстве.

Сейчас Минкомсвязь совместно с Россвязью и ФГУП "Космическая связь" разрабатывает меры, которые позволят минимизировать возможные негативные последствия для отрасли спутниковой связи и вещания. Для обеспечения телерадиовещания в России будет перераспределен связной ресурс спутников, изменится плановая точка стояния нового спутника "Экспресс-АМ6", который планировался к запуску в середине июля 2014 года.

"Экспресс-АМ4Р" был создан европейской компанией EADS Astrium по заказу ФГУП "Космическая связь" в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Космический аппарат массой около 5,8 тонны построен на базе платформы Eurostar Е3000 и оснащен 63 транспондерами С-, Кu-, Ка-, L-диапазона и 10 антеннами для обеспечения устойчивого покрытия связью всей территории России и стран СНГ.

Версии и причины

Рассматривается несколько версий нештатного запуска ракеты-носителя, заявил РИА Новости глава Федерального космического агентства Олег Остапенко. Ранее в качестве одной из версий озвучивалась проблема с рулевым двигателем третьей ступени.

"Нет, говорить о том, что во всем виноват рулевой двигатель, нельзя. Надо во всем детально разобраться. Пока есть предварительная информация, что на 545-й секунде произошло аварийное отключение двигателей третьей ступени и что примерно за 20 секунд до этого, согласно полученной телеметрии, один из рулевых двигателей работал нештатно. Естественно, поэтому стали изменяться параметры всего полета ракеты, и в соответствии с программой, когда она вышла за пределы допустимого, произошло одновременное аварийное отключение двигателей", — сказал Остапенко.

Аварийную комиссию по расследованию причин падения "Протона-М" возглавил заместитель руководителя головной научной организации Роскосмоса — ЦНИИмаш Александр Данилюк.

В свою очередь, Воронежский механический завод, производитель двигателя третьей ступени ракеты "Протон", разберется в причинах нештатной ситуации, сообщила РИА Новости представитель завода Нина Смирнова.

По мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрея Ионина, причину неудачного запуска спутника связи "Экспресс-АМ4Р" установят примерно через неделю, а приостановка запусков ракеты-носителя "Протон-М" продлится два-три месяца. При этом глубинную причину аварии, по его словам, следует искать в системных проблемах космической отрасли.

Без видимых последствий

По словам главы Роскосмоса, авария "Протон-М" произошла высоко в плотных слоях атмосферы над территорией Китая, обломки до Земли не долетели. При этом Остапенко подчеркнул, что сам запуск ракеты с Байконура прошел в штатном режиме, в отличие от предыдущего неудачного пуска "Протона" 2 июля 2013 года, когда ракета-носитель упала на территории космодрома сразу после старта.

Расследование аварии не повлияет на выполнение пилотируемой программы, запуск новой экспедиции на МКС состоится 28 мая, заявил руководитель Роскосмоса.

В Национальном космическом агентстве Казахстана (Казкосмос) РИА Новости подтвердили, что произошедшая авария не несет никакой опасности для экологии Казахстана, с территории которого осуществлялся запуск.

Кроме того, главный аналитик некоммерческого партнерства "ГЛОНАСС" Андрей Ионин сообщил, что неудачный запуск спутника связи "Экспресс-АМ4Р" и связанная с этим приостановка запусков "Протон-М" не повлияют на работу и дальнейшее развертывание российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС.

Крупнейшая страховка

Если "Ингосстрах" заплатит 7,8 миллиарда рублей за потерянный спутник, то она побьет все рекорды страховых выплат в России, сообщила пресс-служба компании. Решение о выплате возмещения по договору страховщик может принять в середине июля, сообщил РИА Новости вице-президент ОСАО "Ингосстрах" Илья Соломатин.

"Сейчас работает госкомиссия, далее будет создана межведомственная комиссия, которая должна озвучить результаты: что явилось причиной катастрофы. И только после этого мы можем говорить о страховых выплатах. Но договор действует, и в случае признания случая страховым, конечно, выплаты будут", — сказал Соломатин.

Он сослался на прогноз главы Роскосмоса о том, что документ, который ляжет в основу отчета перед правительством и может стать основанием для выплаты страхового возмещения, будет готов к середине июля.

По словам Соломатина, всего было несколько договоров страхования с общим лимитом ответственности 7,8 миллиарда рублей. В частности, были застрахованы риски запуска и эксплуатации спутника "Экспресс-АМ4Р", а также риски ответственности перед третьими лицами. Главным страховщиком выступил "Ингосстрах" совместно со страховым центром "Спутник".

Реформа продолжается

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин считает, что единственный способ борьбы с аварийностью в ракетно-космической сфере — выполнение ранее принятых решений по реформе отрасли.

"То, что происходит, эти нештатные, аварийные ситуации являются следствием не работы конкретных людей в руководстве Роскосмоса, а тех системных проблем, которые накопились в отрасли, промышленности, экономике, в образовании, в подготовке кадров рабочих и инженеров. Целый комплекс причин, поэтому нужна реформа отрасли. Нужно не рвать на себе волосы, а еще более жестко, последовательно, с большей политической волей и скоростью проводить реформы в отрасли", — соглашается с Рогозиным Ионин.

Реформа космической отрасли в России предполагает создание ОАО "Объединенная ракетно-космическая корпорация", куда войдут все предприятия отрасли, а в Роскосмосе останутся отраслевые научные институты и организации наземной инфраструктуры.

Указ о создании ОРКК президент РФ Владимир Путин подписал в конце прошлого года. Основная цель создания корпорации — обеспечение долгосрочной конкурентоспособности России в космической сфере. В состав корпорации войдут предприятия космической тематики как работающие на гражданскую отрасль, так и выполняющие заказы Минобороны.

Чем известен "Протон-М"

Ракета-носитель (РН) тяжелого класса "Протон-М" предназначена для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и затем в космическое пространство. Ракета разработана Государственным космическим научно-производственным центром (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева и используется для запуска российских федеральных и иностранных коммерческих космических аппаратов. Читайте подробнее в справке РИА Новости >>

Ракета-носитель Протон
Ракета-носитель "Протон"
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала