Рейтинг@Mail.ru
Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре

Читать ria.ru в
Дзен
16 мая (5 мая по ст.ст.) 2014 года исполняется 250 лет со дня основания в Петербурге первого в стране учебного учреждения для женщин - Воспитательного института благородных девиц при Смольном монастыре (Смольный институт).

16 мая (5 мая по старому стилю) 1764 года в Санкт-Петербурге указом императрицы Екатерины II было учреждено первое в России привилегированное женское среднее общеобразовательное учебное заведение закрытого типа для дочерей потомственных дворян — "Воспитательное общество благородных девиц" (Смольный институт благородных девиц).

Инициатором создания общества и автором его устава был действительный тайный советник Иван Бецкой. Начальницей института стала княгиня Анна Долгорукова.

Смольный институт благородных девиц располагался при Воскресенском — Смольном женском монастыре, а с 1809 года — в новом здании, построенном по проекту архитектора Джакомо Кваренги (Смольном институте).

До этого в России не существовало образовательных учреждений для девочек — девочки-дворянки учились дома, девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. Заведение, как говорилось в указе, было создано для того, чтобы "дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества".

Воспитательное общество было рассчитано на содержание 200 девиц "благородного звания". Обучение продолжалось 12 лет и делилось на четыре "возраста" по три года каждый (позднее срок обучения был сокращен до девяти лет, обучение стало делиться на три "возраста").

Девочки каждой возрастной группы носили платья определенного цвета: первый возраст имел платья кофейного цвета, поэтому их часто называли "кофейницами", второй — голубого или синего, третий — серого, старшие девочки ходили в белых платьях. Впоследствии, как непрактичные, маркие, их заменили на зеленые, но традиция называть класс "белым" осталась.

Жили девочки в дортуарах по несколько человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще классная дама, которая следила за поведением на уроках.

Классные дамы обязаны были поступать с воспитанницами с благоразумием и кротостью. Наказаний предписывалось избегать, допускались только "увещания" провинившихся.

День воспитанниц начинался в шесть часов утра, после утренней молитвы и завтрака они шли на уроки, занятия чередовались с физическими упражнениями, ежедневными прогулками, играми на свежем воздухе или в залах.

Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Родители посещали дочерей только в назначенные дни с позволения начальницы, заведение должно было полностью заменить им семью.

Предметами обучения были закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность; кроме того, девицы обучались танцам, музыке, рукоделию, различным видам домоводства. В Смольном институте также преподавались предметы светского обхождения.

На торжественные собрания и любительские театральные представления приглашали представителей Императорского Двора, дипломатов, высших военных и гражданских чинов; число приглашенных иногда доходило до тысячи.

Главным событием в жизни воспитанниц был публичный экзамен, на котором присутствовали члены императорской семьи. При выпуске девушкам выдавались аттестаты. Лучшие ученицы получали "шифр" — золотой вензель в виде инициала императрицы. Лучшие воспитанницы определялись в придворную службу.

В 1765 году при Смольном институте было открыто мещанское отделение для девочек недворянского происхождения (позднее — Александровский институт), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались шитью и домоводству.

После смерти Екатерины II в 1796 году Павел I поручил своей супруге императрице Марии Федоровне управление всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Реформа Марии Федоровны изменила характер Воспитательного общества.

Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, заменились более узкими, чисто женскими.

В XIX веке Смольный институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией.

В 1848 году при заведении был открыт двухгодичный педагогический класс, выпускницы которого становились учительницами.

С воцарением Александра II и Марии Александровны снова начались изменения. В 1859-1862 годах инспектором классов был выдающийся российский педагог Константин Ушинский. Он изменил учебные планы, ввел преподавание отечественной литературы и расширил курс естественных наук. Прием и выпуск производили каждый год, учредили каникулы.

После ухода Ушинского его основные мероприятия были ликвидированы. Вплоть до 1917 года Смольный институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.

Летом 1917 года воспитанницы института были переведены в другие учебные заведения. По другим источникам, в октябре 1917 года Смольный институт под руководством княгини Веры Голицыной выехал в Новочеркасск, где в феврале 1919 года состоялся последний российский выпуск.

После революции в здании Смольного института сформировалось новое правительство: Совет народных комиссаров во главе с Владимиром Лениным, который работал в Смольном до переезда правительства в Москву. В советское время в Смольном находился городской и областной комитет КПСС. Впоследствии там разместилось правительство и администрация города Санкт-Петербурга.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала