БИШКЕК, 13 мая — РИА Новости. Вступление Киргизии в Таможенный союз выходит за рамки экономики и обусловлено столкновением интересов глобальных политических игроков, считает бишкекский эксперт Шерадил Бактыгулов.
В 2011 году власти Киргизии заявили о намерении присоединения республики к "таможенной тройке" России, Белоруссии и Казахстана. Планировалось, что "дорожная карта" будет подписана до конца 2013 года. Однако в декабре Бишкек заявил, что подготовленный и принятый Евразийской экономической комиссией без согласования с киргизской стороной документ "не отвечает интересам" Киргизии. После ряда доработок проект "дорожной карты" был утвержден правительством Киргизии 12 мая и направлен на рассмотрение парламента. Ожидается, что он может быть подписан главами государств до конца мая.
"Вопрос вступления Киргизстана в Таможенный союз выходит за рамки торгового союза. Таможенный союз должен стать основой создания в январе 2015 года Евразийского экономического союза. Поэтому членство Киргизстана означает больше, нежели просто торговля с Белоруссией, Казахстаном и Россией. Очевидно, что дискуссии и действия вокруг Таможенного союза не ограничиваются только экономическими целями и задачами", — заявил Бактыгулов во вторник во время круглого стола, посвященного перспективам развития евразийской интеграции.
По словам политолога, развитие глобальной конкуренции, в том числе военной, политической и экономической, сталкивает между собой интересы крупных игроков — США, стран Евросоюза, России и Китая — и заставляет Киргизию определиться с выбором стратегических партнеров.
Как заявил в ходе обсуждения министр экономики республики Темир Сариев, вступление Киргизии в Таможенный союз предопределено "приоритетным направлением во внешнеэкономической политике республики".
Министр отметил, что страны ТС — стратегические партнеры Киргизии. "И с самого начала создания Таможенного союза наша республика в полной мере ощущает его воздействие на внешнюю торговлю. К любому ухудшению условий торговли со странами-партнерами, в первую очередь с Россией и Казахстаном, чувствительна экономика нашей республики. Поэтому реалии сегодняшней ситуации говорят о необходимости быть частью евразийского интеграционного объединения", — подчеркнул Сариев.
Эксперт Жумакадыр Акенеев считает, что, вступив в Таможенный союз, Киргизия получает возможность резко увеличить рост экономики за счет открытия предприятий по производству товаров народного потребления. Он также предупредил, что дальнейшая задержка со вступлением республики в интеграционное объединение отрицательно скажется на положении киргизских трудовых мигрантов, которые работают в России и Казахстане.
"Учитывая, что сегодня только в России работают около 700 тысяч наших граждан, можно представить масштабы отрицательных последствий от возвращения в Киргизстан такого числа потенциальных безработных, которые ежегодно перечисляют в нашу страну несколько миллиардов долларов США на содержание близких и родных", — отметил Акенеев.
В последние два года вокруг вхождения Киргизии в Таможенный союз развернулась острая борьба. Риторика обсуждений перспектив интеграционного союза перешла из экономической в чисто политическую плоскость. Значительную роль в этом процессе сыграл неправительственный сектор Киргизии. Различные НПО и НКО, количество которых в 5,5-миллионной Киргизии превышает 2 тысячи, оказывают значительное влияние на формирование общественного мнения по данному вопросу. В частности, прозападные НПО утверждают, что присоединение к евразийскому объединению лишит республику независимости, а также "значительно сузит" возможности парламентской демократии, установленной в стране апрельской революцией и конституцией 2010 года, так как решения в ТС якобы принимаются "узким кругом лиц без учета мнения парламента и общественности". "Процесс принятия решений в Таможенном союзе не гарантирует равного, справедливого подхода для всех его членов, что ставит под угрозу национальные интересы", — говорится в заявлении ряда НКО, объединившихся в движение "Киргизстан против ТС".
Эксперты подчеркивают, что вопрос вступления Киргизии в ТС и присоединения к Единому экономическому пространству особенно политизировался на фоне событий на Украине. "У США в мире есть свой глобальный геополитический интерес. Сегодня Америка поддерживает напряжение не только на Украине, но и в Центральной Азии", — констатирует директор киргизского института стратегического анализа и прогноза Акылбек Салиев.
Благодаря масштабному финансированию госдепом США деятельности НКО в мире Штаты держат руку на пульсе событий. "В нашей стране НПО способствуют социально-политической активности населения, причем с критическим уклоном", — отметил Салиев.
Евразийский экономический союз России, Белоруссии и Казахстана, который планируется создать к 2015 году, должен стать наиболее продвинутой формой экономической интеграции трех государств, которые уже сегодня имеют общую таможенную территорию и чей суммарный ВВП составляет 85% валового продукта СНГ.
Проект евразийской интеграции стал мощным стимулом для экономического развития участвующих в нем стран, заявила член коллегии — министр по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая в конце марта на ереванском форуме "Армения — ТC: возможности и вызовы".