Дмитрий Косырев, политический обозреватель "России сегодня".
Очередной пакет американо-европейских санкций против России, после которого растут индексы российского рынка акций и укрепляется рубль — это, конечно, интересно. Но злорадствовать по этому поводу не стоит. Лучше попытаться понять, с кем же и чем Москва сегодня имеет дело на внешнеполитической арене, почему эти люди, страны и организации ведут себя так странно.
А если не делать ничего?
Понимали американцы (а это они, а вовсе не европейцы, первыми начали делать вид, что в Женеве говорили только о востоке Украины), что Москва в ответ только пожмет плечами? Конечно. Рассчитывали заставить Россию капитулировать, повторив после Женевы свой фирменный прием: только что договорились, немедленно пошли на попятную? Вряд ли.
Опасность от политики "не делать ничего" комментарий обозначает так: по всему миру лидеры "менее блистательных", чем Россия, стран почувствуют себя в силе захватить земли, которых они всегда жаждали; восстания "в крымском стиле" вспыхнут повсюду, что нанесет ущерб глобальной стабильности и экономическому развитию. Но ведь, добавим, это еще когда будет, и будет ли вообще…
То есть перед нами, получается, воплощение известного принципа летчиков-испытателей: не знаешь, что делать (с приборами, когда самолет бесится) — не делай ничего.
Всегда находится немало желающих усмотреть в мировой политике столкновения дьявольски сложных, многоэтажных замыслов нескольких сверхумных игроков. Но, к сожалению, очень часто бывает, что ничего многоэтажного и сложного нет. А есть то, что сейчас мы видим вокруг Украины — пауза, пустота. Кому хуже всего от хаоса в этой стране? России, наверное. Не считая самой Украины. Вот пусть все и идет, как идет.
Обама, которого критикуют
Вот редкий случай, когда СМИ замечают, что президент США выглядит расстроенным, рассерженным, огорченным, отвечая на вопросы. Это было в понедельник в столице Филиппин Маниле, где завершилась азиатская поездка Обамы (Япония — Южная Корея — Малайзия — Филиппины). Спрашивали его, тем не менее, там по поводу России и насчет критики в адрес его "слишком слабой" российской политики.
Президент на это сказал, что кое-кто "не выучил уроки иракской войны" и что его внешняя политика "носит рабочий характер", она защищает американские приоритеты и, может быть, не выглядит драматично и воинственно, но зато избегает разрушительных ошибок.
С кем шел заочный спор Обамы в Маниле? Речь шла о предложениях его республиканской оппозиции наказать Россию, дать оружие Киеву и так далее. "А чего, по мнению таких критиков, мы конкретно этим добьемся?" — ответил президент.
Боюсь, что публика в России вообще не заметила эту случившуюся на прошлой неделе историю, но для США она весьма серьезна. "Хорошие" палестинцы помирились с "плохими", Рамалла снова дружит с Газой, а Израиль в ответ прекратил с палестинцами все переговоры. Хуже того, госсекретарь Джон Керри обидел Израиль, сказав, что он превратится в "государство апартеида", если не договорится с палестинцами. "Как он мог!!!" — взвыли республиканцы, и не только они. Керри теперь приходится извиняться…
Но куда интереснее бездействие Европы, наблюдающей, что творится на Украине. Америка, по крайней мере, может себе позволить оставаться от этой истории в стороне. Европа — нет.
Однако есть все признаки того, что всерьез разрешать весь "букет" украинских кризисов, от кризиса власти в Киеве до хаоса на украинском востоке, никто из европейцев в данный момент не может или не хочет. Вопрос в том, сколько дней или недель этот момент продлится.