Дмитрий Косырев, политический обозреватель "России сегодня".
Вот новый поворот
"США находятся на ранних стадиях значительного национального проекта: переориентации своей внешней политики" на Азиатско-Тихоокеанский регион, сообщает журнал Foreign Affairs. И продолжает: прошло почти три года с тех пор, как тогдашний госсекретарь Хиллари Клинтон опубликовала (в тот самом журнале) статью на эту тему. Но администрация Обамы все еще "стоит перед упорным вызовом" — необходимостью объяснить, что это за переориентация, что за поворот такой.
Иногда даже кажется, что нет его, этого поворота. Вот и сейчас, когда Обама путешествует по Азии, такое впечатление, что он скорее исправляет содеянное госпожой Клинтон, чем двигает дальше "ее" политику. Самое же главное — непонятно, зачем эта политика нужна Америке, если до сих пор многого не достигла.
Вот, например: если одной фразой, то суть происходящего в Азии можно было бы свести к словам "сдерживание Китая", хотя официальные лица вас поправят, скажут, что никого не сдерживают, что США приветствуют рост мощного, процветающего и "ответственного" Китая. То есть, в идеале, хотели бы сделать Китай большим другом Америки (слово "ответственный", видимо, это и означает), или заставить стать таким.
Что, в общем, понятно. "Сдерживать" Китай, то есть создавать ему всяческие проблемы — это ведь никак не цель для США, а максимум средство. Цель же американские аналитики формулируют по-разному. Допустим, так: увеличить торговлю Азии с США, сделав Америку экономически незаменимой; насоздавать по всей Азии побольше "близких" США режимов…
Ну и что же в этом плане получается у Обамы, который начал свою поездку с Японии? Не получается ключевой идеи, названной "Транстихоокеанское торговое партнерство" (ТТП). Главная особенность такового в том, что туда не зовут Китай. То есть получается дублер АТЭС, но без Китая, не говоря уж о России и прочих государствах, которым американские принципы свободы торговли не нравятся как в АТЭС, так и в ТТП. А Китай как раз в этом году председательствует в АТЭС, и как же дракона не подергать за усы.
Но и Японии, как выясняется, ТТП не нравится, оно не во всем выгодно (особенно по части автомобилей и их ввоза в США). Переговоры Обамы с Синдзо Абэ, главой японского правительства, пока что по части ТПП не принесли ничего нового. Зато совсем по другой части — военной — они пару новшеств обозначили.
Главное событие переговоров в Токио в том, что США признали: спорные территории между Китаем и Японией (острова Дяоюйдао, они же Сенкаку) все-таки входят в зону действия американо-японского Договора о безопасности. Правда, Обама высказался на эту тему предельно осторожно, со множеством оговорок, типа того, что США не вмешиваются в спор, а лишь фиксируют ситуацию на сегодня, когда острова физически контролирует Япония. Но Китай все равно в ярости, что и требовалось.
Ситуация абсолютно "крымская": никаких территориальных изменений, особенно в пользу Китая; иначе Америка накажет. Правда, речь о нескольких скалах, выступающих из воды. Кроме птиц там никто не живет, референдум среди них не проведешь. Но тут как бы случайно всплыла новая история: точно такие же скалы не поделили Китай и Филиппины (третий пункт путешествия Обамы), хотя раньше все было в порядке. Внимательный взгляд на историю обеих территорий показывает, что вообще-то правота на стороне Китая. Но Америка с этим не согласна.
А результат? Вот ситуация в Японии. Внешнюю политику Абэ считают катастрофой в рядах его же либерально-демократической партии. Ссориться с Китаем для Японии экономически опасно, за региональную напряженность приходится дорого платить. А Китай, прямо скажем, не упускает случая сделать положение Токио (и лично Синдзо Абэ) невыносимым. Недавно в пекинский суд китайские "частные лица" подали имущественный иск по делу 1936 года, и были арестованы японские торговые суда… И что, Обама поможет? Нет.
Вдобавок Абэ, тоже из-за территориальных дел, уходящих корнями во Вторую мировую, в ссоре и с Южной Кореей. И вообще-то в Токио и Сеуле Обама по большей части пытался мирить двух союзников, не допустить, чтобы Южная Корея оказалась чересчур на стороне Китая.
Довольно забавна ситуация с Малайзией, на которой поездка Обамы завершается. Там нет территориальных проблем с Китаем, Пекин — первый торговый партнер страны, США второй. Зато есть проблема с тем самым транстихоокеанским торговым партнерством. Против такового выступает малайзийская оппозиция, а ведь когда-то она выросла из группировок, считавшихся "американскими агентами влияния" в стране. Но экономика есть экономика.
Что в итоге получается с американским "поворотом к Азии"? Есть два вида силы, жесткая и мягкая. Жесткая в исполнении Обамы слишком похожа на возрождение конструкции времен холодной войны. То есть США плюс их верные союзники — против коммунистической угрозы (Китая).
А мягкая, которая имеет отношение к торговле или ценностям, тоже не просматривается, поскольку соседям Китая выгодна конкуренция последнему, но вовсе не создание вокруг Китая кризиса — подобного европейскому, вокруг Украины.
Тогда какую силу демонстрирует американский президент в своей азиатской поездке?