Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Завершивший свою поездку по Европе президент США, вольно или невольно, повторил классическую схему американского поведения под занавес очередного европейского потрясения. Хоть в 1917-м, хоть в 1944-м – европейцы взаимно истощают себя очередной войной. И тут, обычно по весне, на берегах Старого континента высаживается относительно небольшое число свеженьких американцев, за несколько месяцев завершающих дело. После чего политическим лидерам США можно с относительно высокой трибуны объяснить европейцам, как им теперь надо жить и куда тратить деньги.
США против дома Бурбонов
И он, действительно, по пунктам объяснил, почему Россия в отношении Крыма полностью неправа. "Российское руководство оспаривает истины, которые лишь несколько недель назад казались самоочевидными: что в 21-м веке границы Европы не могут быть изменены силой, что международное право имеет значение и что люди и нации могут принимать собственные решения о своем будущем".
Это замечательная речь, в которой можно оспорить буквально каждый пункт, а то и поиздеваться над ним. Например, Обама защитил своего предшественника Джорджа Буша, напавшего на Ирак вопреки любой и всяческой трактовке международного права: "но мы ведь не взяли себе его территорию". Если вам нужны образцы издевательства над подобными тезисами, можно зайти в раздел комментариев к множеству материалов СМИ по Крыму, американцы и европейцы сами все высказывают, и беспощадно.
Но в том-то и дело, что спорить уровнем выше газетных сайтов никто не предполагает. Вместо этого вырабатывается позиция противоположная – ни в коем случае никаких дискуссий с Москвой, они помешают главному. Что такое это самое главное? Ниже мы об этом поговорим, но в целом это новая (она же старая) политика США в отношении Европы.
Тщательно выстроен – в этом и прочих выступлениях Обамы в его нынешней поездке – образ России как слабого и изолированного государства. Тут даже промелькнула чрезвычайно интересная и никак не поясненная мысль – что на самом деле вокруг Украины идет "фундаментальная борьба" между демократическими идеями и "более ранними, более традиционными взглядами на силу" (на мировой арене). То есть Америка, как водится, наследник Французской революции, а Россия – дома Бурбонов? Но опять же тут для США важно, чтобы дискуссий не было.
Если бы они были, можно было бы выдвинуть встречный тезис: в 21-м веке вы не можете раз за разом подстрекать меньшинство в той или иной стране к свержению власти в обход демократических процедур, то есть воли всех избирателей. Но – смотри выше, никаких дискуссий…
И, если присмотреться, вся выстроенная Обамой конструкция покоится всего лишь на одной идее: что население Крыма никто не спрашивал, чего оно хочет, а присоединяли полуостров "под дулом" всяческого огнестрельного оружия. То есть теперь мы будем наблюдать знакомую по 2008-му году информационную блокаду: как можно меньше фактов с этих загадочных для европейца или американца территорий на побережье Черного моря.
"А теперь вам придется заплатить"
Отсутствие внятных отношений США с Европой давно уже было проблемой для нынешнего американского президента. Проблема досталась от предшественника, республиканца Джорджа Буша, и заключалась в том, что Европа все больше и больше уставала от необходимости участвовать в его военных авантюрах где-то далеко, на Ближнем и Среднем Востоке. Собственно, финансовый надрыв США в этих войнах во многом и был вызван тем, что атлантический альянс все больше превращался в фикцию, и Америке приходилось действовать в одиночку.
С другой стороны, и Европа от такой ситуации много не получила. Политическое влияние в мире сместилось даже не только на Восток, а по всем азимутам, и слово Европы практически не имеет значения нигде.
Тут и случилась история с Украиной (и Крымом в частности), и Барак Обама объяснил, наконец, европейцам, что им теперь надо делать. "Вам надо бросить фишки на стол", объяснил в брюссельской речи президент США. То есть, если хотите в этом казино что-то выиграть, платите.
Краткий материал на сайте France24 довольно четко говорит о денежной составляющей предложений Обамы, во всех его европейских выступлениях в целом. Во-первых, то, что с 2007 по 2013 годы американские расходы в НАТО выросли до 73% – это плохо. Опять же словами Обамы, "свобода бесплатной не бывает", "нам надо захотеть платить" за нее.
Во-вторых, газ. США хотят перевести Европу с российского на свой сжиженный газ и активно подталкивают ее в этом направлении. Более того, этот переход и так бы, скорее всего, состоялся, с Крымом или без, но тут есть шанс ускорить дело. Наконец, идут переговоры по созданию Трансатлантического торгового пакта, и Америке будет как-то приятнее поставлять европейцам газ, если они ускорят переговорный процесс…
В общем, политика как политика, если бы она не напоминала то, что делал в Европе нелюбимый ею Джордж Буш. Он вовсе не пытался возродить холодную войну и употребить Москву как сближающую запад угрозу, вот и Обама не пытается – "Россия слаба". Буш вместо этого поделил Европу на "старую" (Францию, Германию, Испанию, Италию) и "новую" (Польша, Швеция, Чехия и т.д.). И делал ставку на "новую", поскольку она была более склонна к дружбе с США.
И вот под занавес этого сюжета в нелюбимый именно "старыми" европейцами Брюссель (символ евробюрократии) приезжает Обама и напоминает, что надо платить не только за свалившуюся на них Украину, а еще и за военные расходы в рамках НАТО… Тогда получите американский газ.