МОСКВА, 21 апр — Прайм, Екатерина Соболь. Первые иностранные пилоты в российских авиаперевозчиках появятся через три месяца, именно столько необходимо, чтобы закон, подписанный президентом, вступил в силу. Но руководство авиакомпаний практически сразу готово посадить за штурвал иностранцев и просит прекратить относиться к ним как к гастарбайтерам. Это скорее экспаты, которые поднимут подготовку российских коллег на должный мировой уровень и нивелируют дефицит летных кадров, уверены топ-менеджеры.
В понедельник президент РФ Владимир Путин подписал закон, который в течение пяти лет допускает иностранцев к управлению гражданскими самолетами в России. Ранее это было запрещено Воздушным кодексом и Федеральными авиационными правилами. Однако с начала 2000-ых в России сложился острый дефицит летного состава (особенно командиров воздушного судна — КВС) и авиакомпании несколько лет безуспешно пытались это ограничение снять.
"Иностранные пилоты появятся в российских авиакомпаниях сразу же, как это позволит закон — через 90 дней с момента его подписания. Мы так же выражаем надежду, что за это время будут приняты все необходимые для этого подзаконные акты", — делится с "Праймом" первый замгендиректора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров.
Источник, близкий к "Аэрофлоту" ожидает, что иностранные пилоты приступят к управлению самолетами сразу же, как это станет возможно. "Нанимать планируют капитанов уровня инструкторов, которые смогут доучить вторых пилотов, которых в авиакомпании избыток на первых пилотов", — объясняет он.
Разбор пилотов
На сегодняшний день авиационные власти оценивают этот дефицит в 1000-1400 пилотов. Привлечение иностранцев должно его закрыть. Согласно ранее озвученным Минтрансом планам, ежегодно до 2019 года в российские авиакомпании будет привлекаться по 200 пилотов. В случае если квота не будет выбираться, она будет переходить на следующий год. Если капитанов потребуется слишком много, их будут направлять, в первую очередь, крупнейшим перевозчикам.
Дело в том, что к принятию закона, авиакомпании успели подготовиться. В частности гендиректор "Трансаэро" Ольга Плешакова рассказывала в интервью "Прайму", что перевозчик будет претендовать на 70-80 человек от этой квоты. Предварительные переговоры уже проведены. В первую очередь, ставка делается не на пилотов из стран дальнего зарубежья (хотя есть обращения из Канады, Франции и Соединенных Штатов), а на русскоязычных пилотов, которые будут работать у нас и параллельно проходить процедуру принятия российского гражданства. Но она подчеркнула, что при приеме на работу для иностранцев будут такие же жесткие требования, какие существуют сейчас для российских граждан.
"Авиакомпания "ЮТэйр" тоже получала предложения преимущественно от пилотов из стран СНГ, часто имеющих за плечами советскую школу", — рассказывает представитель авиакомпании.
Он также отмечает, что при приеме кандидата на работу будет оцениваться его опыт пилота — налет, сертификаты и прочее. Кроме того, все пилоты пройдут через Центр переподготовки авиаперсонала, добавляет собеседник.
Источник, близкий к "Аэрофлоту", хотя и ожидает, что со стороны граждан Украины в связи с политической ситуацией усилится интерес к работе в российских компаниях, но основной объем экспатов в "Аэрофлоте" придется на европейских пилотов. Столяров, напротив, прогнозирует, что украинцев авиакомпании будут брать более охотно, поскольку "они пойдут по упрощенной процедуре получения российского гражданства, и авиакомпании получат постоянного работника".
Распределение внутри квоты в 200 пилотов, согласно предложению российских авиавластей, будет исходя из объема перевозок. Места в пятерке крупнейших перевозчиков по пассажиропотоку, согласно данным Росавиации за 2013 год, распределились так: "Аэрофлот", "Трансаэро", "ЮТэйр", "Сибирь" и "Уральские авиалинии". Столяров отмечает, что распределять пилотов с учетом доли на рынке — разумное предложение.
О необходимости допуска иностранцев за штурвал российских самолетов авиакомпании говорили не первый год. Представитель "ЮТэйр" отмечает, что закон позволит авиакомпаниям получить выбор, а не перекупать друг у друга летный персонал, зарплаты у которого одни из самых высоки по стране.
Ранее в интервью "Прайму" гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев рассказывал, что происходит парадокс: увольняют пилота за нарушение, а его тут же берет другая компания на работу. Потому что в стране дефицит кадров. "Аэрофлот", конечно, может набрать командиров. Сегодня они получают 400-420 тысяч рублей — со всеми надбавками и налетами. Значит, будем платить 500-600 тысяч. Но какая-то авиакомпания останется без КВС, сетовал он.
Разошлись во мнении
Закон разделил авиационное сообщество практически поровну. Так, самая титулованная летчица, семикратная абсолютная чемпионка мира среди женщин по высшему пилотажу Светлана Капанина рассказала "Прайму" об опасениях, что Россия может подсесть на иглу экспатов и не будет стимула готовить своих новых пилотов.
Резко против высказываются и профсоюзы, которые боятся, что на рынок хлынет поток неквалифицированной рабочей силы. В частности, президент Профессионального союза летного состава России Мирослав Бойчук отмечал, что авиакомпании просто стремятся сэкономить на переобучении летного состава и создают дефицит искусственно. В итоге с легкой руки авиаэкспертов и СМИ фраза "гастарбайтеры в небе" плотно вошла в лексикон профессионального сообщества. Руководство авиакомпаний совершенно с ней несогласно.
Савельев отмечал, что в "Аэрофлоте" дефицит командиров, а вторых пилотов переизбыток. При этом командира нельзя научить — КВС должен налетать часы. Надо брать их из-за рубежа, либо ограничивать себя в развитии, рассказывал топ-менеджер. Именно иностранец повысит квалификацию российского второго пилота до уровня капитана, ожидает Савельев.
А Ольга Плешакова добавляла, что сам термин "летчики-гастарбайтеры" свидетельствует о низком интеллектуальном уровне людей, его придумавших. Сравнивать отбор дворника и отбор летчика просто невозможно, резюмировала она.