Рейтинг@Mail.ru
Итоги встречи в Женеве и истоки украинского кризиса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Итоги встречи в Женеве и истоки украинского кризиса

© РИА Новости / Эдуард Песов | Перейти в медиабанкЧетырехсторонняя встреча (РФ, США, ЕС и Украина) по урегулированию украинского внутриполитического кризиса, в Женеве
Четырехсторонняя встреча (РФ, США, ЕС и Украина) по урегулированию украинского внутриполитического кризиса, в Женеве
Читать ria.ru в
Для постсоветских стран не подходит выбор "или-или", перед которым их часто ставит Западная Европа, уверен Сергей Маркедонов.

Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, для МИА "Россия Сегодня".

Переговоры по урегулированию кризиса на Украине в Женеве. 17 апреля 2014
Женева дала Украине шанс
Четырехсторонняя встреча в Женеве по поводу выхода из украинского политического кризиса завершилась достижением договоренности о поэтапной деэскалации конфликта. Впервые с самого начала "украинской смуты" у всех сторон, так или иначе вовлеченных в нее, появились некие контуры общей платформы относительно того, как выходить из политического тупика, в котором оказалась Украина сегодня. 

Однако, отдавая должное мастерству дипломатов, их готовности отойти от максималистских планок и перейти к поиску компромиссов, следует заметить, что сама по себе деэскалация является лишь тактическим инструментом. 

Она не в состоянии решить ни кризиса самого украинского национально-государственного проекта, ни проблем украинской идентичности, ни формирования новых правил игры на международной арене.

Продолжается распад СССР

Ситуация на Украине в последние месяцы вытеснила все сколько-нибудь значимые события из топов информационных агентств и первых полос газет. Даже положение дел на Ближнем Востоке отошло на второй план. Для такого пристального внимания есть более чем серьезные основания. 

После серии балканских войн безопасность в Европе не подвергалась столь жестким испытаниям. И есть от чего впасть в отчаяние, видя погружение в хаос и властный коллапс пятой по численности населения и второй по площади европейской страны. Государства, играющего роль мостика между условным Западом и Россией. И речь не только об энергетическом транзите, но и о своеобразном буфере между РФ и НАТО с Евросоюзом. 

Глава МИД РФ Сергей Лавров на переговорах по урегулированию кризиса на Украине в Женеве. 17 апреля 2014
Кризис должны разрешить сами украинцы, признали переговорщики в Женеве
Остроты ситуации добавляет то, что Украина за все годы своей независимости так и не смогла сформировать целостную гражданско-политическую идентичность. Фактически в этой стране сосуществуют три основные общности (украиноязычные украинцы, украинцы русскоязычные и русские, не говоря уже о многочисленных этнических группах, таких, как порядка 200 тысяч венгров, например), чьи представители по-разному видят свое будущее и будущее украинского государства. 

Какие же проблемы обострил сверх всякого предела стремительно разворачивающийся на Украине кризис? "Украинская смута" отчетливо продемонстрировала, что распад Советского Союза продолжается. И этот тезис не является просто красивой метафорой для усиления эмоционального воздействия на читателя. 

Конечно, СССР как государства и как субъекта международного права не существует уже более двух десятков лет. Уже два поколения школьников получили среднее образования в новых независимых государствах. Сформированы предпринимательские, политические и гуманитарные элиты, чье становление и карьерный рост пришлись на последние два десятилетия. 

Однако распад некогда единой страны не может рассматриваться лишь как формально-юридический акт. Подписание Беловежских соглашений положило конец СССР, но оно не создало и не могло создать новых государственных и гражданских идентичностей. Между тем, недостаточно было назвать себя Украиной, Молдовой или Грузией. Как в середине XIX века справедливо отмечал первый премьер-министр Италии Камило Кавур, "Италию мы создали, теперь надо создавать итальянцев". И на подобном пути фактически все республики бывшего СССР, ставшие новыми независимыми государствами, подстерегали немалые проблемы. 

Политические элиты, вставшие в их главе, постоянно испытывали серьезнейшее внутреннее противоречие. Они любили (и продолжают любить) те границы, которые были во много искусственно и без всякого учета народного мнения и волеизъявления нарезаны большевиками, но при этом не осознавали, что для сохранения своих стран в этих пределах нужна намного большая гибкость и нелинейность, по сравнению с советским государством. 

СССР мог позволить себе обеспечивать "территориальную целостность" Украины, Азербайджана, Грузии, Молдовы, опираясь на репрессивный аппарат и мощную пропаганду. Но после 1991 года вновь возникшие государства должны были искать новые пути для формирования новых граждан.

О национальном единстве Львова и Донецка

Украина не пошла по пути региональной диверсификации, которая смогла бы учесть интересы таких разных частей страны, как Галиция и Донбасс, Крым и Волынь, Буковина и Слободская Украина. По справедливому замечанию известного американского специалиста по политической географии, профессора Университета Колорадо Джона О’Локлина, "проект по строительству украинской идентичности сопровождался продвижением украинского языка и культуры на восток страны (и в Крым). Но он вызывал тревогу и обеспокоенность среди русскоязычного населения, которое там доминировало". 

До тех пор, пока украинская власть обеспечивала баланс интересов разных элитных групп, "національна єдність" сохранялась. Как только киевский Майдан разрушил привычный статус-кво, центробежные тенденции стали набирать обороты. 

После того, как президент России Владимир Путин прокомментировал участие российских военных в процессе недавнего самоопределения Крыма, многие эксперты и журналисты из США и европейских стран стали выражать открытое ликование по поводу прямого подтверждения "имперских устремлений" Москвы. Но они забыли при этом, что российская политика — это не движение в одну сторону. 

Россия также вынуждена реагировать не некоторые вызовы, а не только производить их сама. В том же 2008 году Россия вскоре после "пятидневной войны" на Кавказе пролонгировала "большой договор" с Украиной, основанный на признании ее границ. Не пыталась она переиграть беловежские принципы взаимного признания межреспубликанских рубежей и в 1994-1995 годах, когда крымское пророссийское общественное движение было на подъеме. Просто потому, что в Киеве была хотя и неудобная, но власть, способная осуществлять практическое руководство всей территорией страны и имеющая монополию на насилие и правоприменение. 

Прямая линия с Владимиром Путиным
Путин признал "зеленых человечков" в Крыму, но не власти в Киеве
Чтобы куда-либо вмешиваться, необходимо иметь для такого вмешательства внутренние предпосылки. Кто, в самом деле, будет всерьез рассматривать возможности для пророссийской агитации во Львове или в Тернополе? Таким образом, и без пресловутых "зеленых человечков" для центробежных тенденций хоть в Крыму, хоть на юге и востоке Украины были свои фундаментальные причины.

Диалог против "посреднических войн"

И здесь самое время обозначить второй принципиально важный тезис, до предела обостренный нынешним украинским кризисом. Внешняя политика новых независимых стран Евразии не может реализовываться при жесткой конфронтации с Россией. Дело в том, что значительные сегменты этих стран не готовы к интеграции с Западом путем отталкивания от РФ. 

Прямая линия с Владимиром Путиным
Путин: народ Украины должен с уважением отнестись к выбору Крыма
Это касается не только русских и русскоязычных украинцев (к слову сказать, даже после изменения статуса Крыма порядка 40% украинцев негативно воспринимают интеграцию с НАТО, а в некоторых регионах это число на порядок выше), но и гагаузов и приднестровцев в Молдове. Это относится и к абхазам с осетинами, которые большей частью мирового сообщества рассматриваются как граждане Грузии. 

И в этой связи возникает резонный вопрос: можно ли ставить перед новыми независимыми странами жесткий выбор: "или-или", как это было сделано в канун подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС. 

Стоит признать, что в постсоветских государствах есть серьезный запрос на европейскую и натовскую интеграцию. Но в них также присутствует и запрос на кооперацию и даже союзничество с Россией. Как решить эту головоломку? 

Четырехсторонняя встреча (РФ, США, ЕС и Украина) по урегулированию украинского внутриполитического кризиса в Женеве. Архивное фото
Эксперты: итог переговоров в Женеве по Украине остался неясен
Для ее успешного решения есть два выхода. России и Западу надо либо начать новое масштабное соперничество за доминирование в этой части мира, превращая страны бывшего СССР в полигон для "посреднических войн", либо полноценный диалог, в котором особые интересы России будут учитываться и рассматриваться не в контексте примитивных и идеологизированных схем типа "ресоветизация", а как легитимные резоны. 

Ясное дело, договариваться о спорных сюжетах будет непросто. Взять хотя бы внеблоковый статус Украины. Но если не превращать диалог в выяснение, кто из нас святее Папы Римского, а вести его в контексте прагматики и взаимного выигрыша, шансы есть. 

Хорошо, если бы женевские договоренности стали первым шагом именно в этом направлении. Вторые Балканы в Европе принесут всем одни лишь проигрыши. Притом в долгосрочной перспективе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала