С марта на юго-востоке Украины проходят акции протеста. В последние дни митинги сторонников федерализации не прекращаются в Донецке, Харькове и Луганске, ряде городов Донецкой области. Пророссийски настроенные донетчане провозгласили создание Донецкой народной республики, сформировали временное правительство и объявили о проведении не позднее 11 мая референдума по определению статуса региона. О том, как обстоят дела сторонников федерализации в Донецке, рассказал в интервью РИА Новости сопредседатель временного коалиционного правительства Донецкой народной республики Денис Пушилин.
— Накануне СМИ сообщили о захвате здания Донецкого горсовета членами донецкого отделения организации "Оплот". Имеют ли представители Донецкой народной республики отношение к этим событиям?
— Очень туманная ситуация, это не контролировалось лично нами. Насколько мне сейчас известно, "Оплот" там стал на охрану проведения сессии городского совета — какая-то группа пыталась захватить, а потом якобы это отбивалось. Все очень, скажем так, похоже на какой-то сценарий, я до конца еще не разобрался во вчерашней ситуации.
— На какой стадии находится подготовка к местному референдуму в Донецке. Сформулированы ли уже вопросы, которые будут вынесены на плебисцит?
— Вопрос вынесен один — о суверенитете: да или нет. Суверенитет дает возможность уже дальше потом решать, вступать ли в конфедеративные или федеративные отношения непосредственно с одной из стран. Это может быть как Россия, так и Украина, или же сразу две страны. Или, может, еще какие-то страны независимо от географического положения. А может использовать свой суверенитет для приобретения полной независимости.
— Дата референдума не поменялась?
— Он будет проведен не позднее 11 мая.
— Как вы собираетесь провести референдум в условиях отсутствия закона о местном референдуме?
— Вы знаете, на самом деле киевская хунта уже растоптала и законы все, и Конституцию. Используются двойные стандарты — одни и те же действия квалифицируются по-разному. Допустим, даже по захвату зданий в Киеве — там люди, которые захватывали госучреждения, считаются героями, а мы все считаемся преступниками и террористами.
— Могли бы ли вы прокомментировать информацию СМИ о том, что якобы 20 апреля в Донецк должен приехать отстраненный президент Украины Виктор Янукович?
— У меня такой информации нет, таких слухов достаточно много ходит, но я не вижу никаких предпосылок, чтобы он появился здесь. Это лично мое мнение.
— Ведется ли работа по координации действий юго-восточных регионов в борьбе за федерализацию? В частности, народный депутат, кандидат в президенты Украины Олег Царев недавно заявил, что хочет выступить центром объединения этих усилий.
— Ни товарищ Царев, ни товарищ Добкин (экс-губернатор Харьковской области, кандидат в президенты Украины Михаил Добкин — прим. ред.), ни кто-то другой, которые сейчас появляются, тот же (Анатолий) Визир, назвавший себя президентом юго-востока, к сожалению, они наши интересы представлять не могут, им таких полномочий никто не давал.
— То есть вы действуете самостоятельно?
— Совершенно верно, с ребятами, активистами, по регионам юго-востока мы, конечно же, поддерживаем контакты и некоторые действия координируем.
— Прокомментируйте слухи, что среди представителей ополчения есть граждане России. Ждете ли вы, что Россия окажет какую-то помощь?
— Вы знаете, многие, наверное, ждут, чтобы Россия оказала помощь миротворческую или какую-то другую, но на данный момент нам от России официального ответа, письма, ни да ни нет, получено не было.
— Поддерживает ли местная милиция Донецкую народную республику?
— На словах — да, а на действиях очень туманно все еще.
— Было сделано заявление о начале формирования народной армии Донецкой народной республики. Как идет процесс, есть ли количество людей, записавшихся в добровольцы?
— Запись в ряды народной армии продолжается, данных о точном количестве у меня пока нет. В данный момент мы формируем просто штат. Некоторые люди, записавшиеся в армию, уже стали на охрану Донецкой облгосадминистрации.