ХАНОЙ, 16 апр — РИА Новости, Тимур Хурсандов. Министра иностранных дел России Сергея Лаврова встречали в Ханое цветами. Для этого в местном МИД заготовили солидный букет из местных цветов, который и вручили высокому гостю на входе. Подобный прием, надо признать, нетипичен для протокольных встреч и, видимо, был призван подчеркнуть теплый характер отношений Вьетнама и РФ.
Дружба не против кого-то
Лавров подтвердил, что Россия и Вьетнам — проверенные временем друзья. "Мы дорожим теми чувствами, которые испытывают наши народы друг к другу", — сказал он по итогам встречи со своим вьетнамским коллегой Фам Бинь Минем. Тот не остался в долгу: "Мы пришли к единодушной оценке, что отношения всеобъемлющего стратегического партнерства успешно развиваются и приносят практические результаты".
В случае с Ханоем такой обмен любезностями — это не просто формула вежливости. Вьетнам, пожалуй, одна из немногих стран, взаимодействие с которыми проходит без каких-то видимых серьезных проблем. Да, не все еще работает на полную, товарооборот, например, еле дотянул до 4 миллиардов долларов, но контакты Москвы и Ханоя за последние годы стали настолько интенсивными, что это даже дало западным экспертам повод говорить о том, что Россия и Вьетнам объединяют усилия в пику все наращивающему мощь Китаю.
По некоторым проектам внешне, и правда, все выглядело именно так: "Газпром" подписывает контракт на разведку месторождений в Южно-Китайском море — Пекин против, мотивируя это тем, что работы ведутся, в частности, в спорных районах, заключаются соглашения о поставках вооружений и активизируется военное сотрудничество в целом — КНР возмущена еще больше. А ведь есть еще и атомная энергетика, и другие сферы сотрудничества, как уже используемые, так и перспективные. Много всего. Но говорить, что это направлено против Китая — это, скорее, из серии теории заговоров. В реальности же есть никем не скрываемая активизация России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и неудивительно, что она касается и такого важного рынка, как Вьетнам.
Украина во Вьетнаме
Главным вопросом, интересующим российские и международные СМИ, был вопрос о международной встрече по Украине в Женеве, в которой, помимо, собственно, украинской стороны, как ожидается, примут участие Россия, США и ЕС.
Сначала оптимизма поубавилось — за два дня до переговоров ситуация на Украине накалилась до предела. Власти страны, начавшие широкомасштабную спецоперацию с привлечением армии, приступили к решительным действиям. Наиболее сильным противостояние было на севере Донецкой области: в Славянске и в Краматорске. В Краматорске силовики заняли аэропорт, вытеснив оттуда митингующих.
А ведь именно применение силы против гражданского населения и было той "красной линией", перейдя которую власти Украины могли сорвать встречу в Женеве. Еще во вторник Лавров отметил, что Россия, в принципе, готова к этим переговорам, но многое зависит от линии поведения Киева.
"Я уже не раз говорил, что если будет применена сила на юго-востоке, то это, скорее всего, подорвет шансы на проведение той встречи, которая сейчас планируется в Женеве", — подчеркнул министр, выступая в Пекине.
О некой неопределенности говорил и замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов. "Еще неизвестно. Разговор продолжается, — сказал он, отвечая на вопрос РИА Новости о перспективах четырехсторонней встречи. — Я думаю, вопрос будет решаться. Еще есть время".
Не внесла окончательной ясности и большая часть среды, хотя время, пусть и довольно ограниченное, действительно было. "Эта встреча остается в повестке дня. Очень надеемся, что предпринимаемые сейчас усилия, в том числе российским руководством, возымеют эффект и любое применение силы в отношении протестующих будет прекращено", — отметил Лавров в Ханое. Эти слова, а также несколько снизившаяся активность украинских силовиков, дали надежду на то, что встречу провести удастся.
