Акции протеста проходят на юго-востоке Украины, начиная с марта. В последние дни митинги сторонников федерализации под российскими флагами не прекращаются в Донецке, Харькове и Луганске. Об объединении усилий харьковских общественных движений в борьбе за федерализацию Украины, о подготовке референдума о федерализации в Харькове и о грядущих выборах президента Украины рассказал в интервью РИА Новости координатор харьковского общественно-политического движения "Юго-Восток" Юрий Апухтин.
- Как координатор протестов в Харькове расскажите, есть ли на сегодня единый координационный штаб протестного движения в городе. Кто в него входит?
— Протестное движение в Харькове началось 23 февраля, когда приехали нацисты и попытались снести памятник Ленину. С этого времени каждое воскресенье проводились митинги. Кто их организовывал Организовывали мы, вначале наше движение называлось "Гражданский форум Харькова", сейчас оно переименовано в общественное движение "Юго-Восток". Коммунисты где-то совместно с нами, где-то параллельно что-то делали. Кроме этого появилось движение "Борьба". Потом параллельно с нами организовалось движение "Рассвет", оно преобразовалось в "Украинский восточный блок". Между нами были недоразумения, в прошлое воскресенье пришлось даже разделиться — на площади было два митинга по одной тематике. После этого было совещание, на котором было принято решение искать точки соприкосновения. В этот четверг состоялась заседание двух штабов и было принято решение объединиться — это движение "Юго-Восток" и инициативная группа от "Украинского восточного блока". Был создан единый координационный совет, и назвали все это — общественно-политическое движение "Юго-Восток", которое в понедельник будет зарегистрировано официально. Избран координационный совет в составе семи человек, я являюсь координатором этого совета, а все остальные — членами совета. В нем созданы группы, которые занимаются разработкой агитационных материалов, обеспечением безопасности, организацией акций на площадях, материальным обеспечением, взаимодействием с регионами, распространением информации в социальных сетях.
- Какую цель перед собой ставит ваше движение?
— Мы ставим своей целью достижение федеративного устройства государства, союз с Россией и Белоруссией, придание русскому языку статуса государственного. Мы считаем, что главные задачи на данном этапе — это провести референдум о федеративном устройстве государства, изменить конституцию, отменить выборы президента в мае, конституцию утвердить на всеукраинском референдуме и после этого одновременно провести выборы президента, парламента и депутатов всех уровней.
- Почему на сегодняшний день протестные движения харьковчан, в отличие от движений Луганска и Донецка, идут на спад?
— В Донецке и Луганске очень сильна силовая часть, а митингов, которые мы организовываем в Харькове, там меньше. У нас силовая часть тоже была, когда наши ребята в воскресенье взяли Харьковскую облгосадминистрацию, их через два дня вывели оттуда. Наша милиция отказалась это делать, поэтому привезли с Винницы спецназ. Внешне за эту неделю были серьезные движения на площади — это воскресенье, понедельник, вторник. На площади собиралась масса людей, это было связано именно с тем, что администрацию освободил спецназ и наши ребята арестованы, сейчас все это перемещается к следственному изолятору на "Холодную гору" (станция метро в Харькове — прим. ред.) С сегодняшнего дня там начинает действовать палаточный городок. Внешне ситуация в городе спокойная, но я беседую с нашими людьми, которые занимаются силовой частью, организационной, — все может быть, более того, намечается сегодня приезд в Харьков националистов. Просто так это не пройдет, вот вы сегодня-завтра посмотрите, Харьков не допустит штурма.
- Почему вы призвали людей отказаться от силовых методов борьбы в Харькове. По вашему мнению, это даст эффект?
— Это не только моя точка зрения, а всего координационного совета и руководства нашей силовой части. Сегодня силовое противостояние в нынешней ситуации в Харькове и вообще на Украине не может в принципе победить. Оно может победить только тогда, когда будет реальная поддержка России. Россия никогда сюда войска не введет, это глупо, мы это отлично понимаем. Ну и что, взяли в Донецке уже второй раз администрацию, в Днепропетровске брали, во многих других городах, все это заканчивается тем, что люди либо сами оттуда уходят, или силовики их оттуда выбивают. Поэтому в этом смысле реальную победу одержать невозможно, но это надо делать, и мы это делали и будем делать, чтобы показать, что Юго-Восток не смирился.
- Насколько силен радикальный элемент среди ополченцев Харькова? Как вы считаете, может ли повториться в городе силовой сценарий захвата административных зданий?
— Сейчас мы все действия согласовываем по этому поводу, и мы четко определились, что на данном этапе силовых действий, связанных с захватами, пока не будет, но жизнь покажет, как оно будет дальше. Да, есть группы, которые что-то предпринимают, есть провокаторы очень серьезные, которые очень хорошо проплачены, часть из них мы уже определили, которые сознательно призывают к оружию. Насколько они сильны? Они слабы и самостоятельно ничего не могут сделать, они могут только устроить мощную провокацию.
- В Харькове идет сбор подписей за проведение референдума, сколько уже людей выразились в поддержку референдума?
— Сбор подписей начался буквально три дня назад. Это подписи не за референдум, это регистрационные подписи на собрание, которое состоится завтра. По законодательству Украины местный референдум проводить нельзя, нет такого закона. Поэтому нам в областной и городской администрациях отвечают — у нас закона нет, ничего мы делать не будем. Но есть возможность в законе о местном самоуправлении проводить местные опросы. Мы собираемся поступить в соответствии с этим законодательством — там три этапа проведения. Первый — на прошлом митинге мы собрали инициативную группу, приняли решение провести местный референдум по вопросу федерализации Украины и создания Юго-Восточной автономии. Второй этап — завтрашнее собрание. Там изберут группу, которая будет заниматься проведением референдума, будет протокол, в котором будет описано, что, где и как будет проводиться. Будет определен перечень вопросов и опросные листы по этому поводу, с тем чтобы провести этот так называемый местный референдум. Но по законодательству он называется — гражданская инициатива в форме опроса. И третий этап мы сначала планировали на 27 апреля, теперь на 11 мая перенесем, потому что 11 мая в Донецке то же самое будет происходить. Мы начинаем опрос населения, в опросных листах люди будут писать свои данные и четко фиксировать. Это будет проводиться в течении пяти-семи дней в разных точках города, и тогда мы сможем зафиксировать, какое мнение населения по этому поводу. Где-то 11 мая на площади в Харькове подведем итоги и определим, как высказался народ.
- Сколько харьковчан должны проголосовать за федерализацию, чтобы решение считалось принятым?
— Мы исходим из того, что должно быть хотя бы порядка одного процента, не менее 15 тысяч по городу (в городе где-то полтора миллиона жителей). По законодательству не определено, один, два или пятьдесят процентов должно проголосовать. Но опрос будет проведен четко в законодательном русле, и на это власть обязана отреагировать. По крайней мере, областной городской совет или не признает мнение территориальной общины, или признает и обратится в Верховную раду, что необходимо изменять законодательство и предпринимать какие-то меры по федерализации.
- Какая модель федерации может быть применена на Юго-Востоке — автономия в составе Украины с расширенными правами или субъект РФ? Какие украинские регионы должны войти в состав такого объединения?
— На данном этапе мы четко видим, что это должна быть федеративная республика Украина с двухпалатным парламентом, представляющим регионы и всю страну. При этом должны быть федеральные округа или республики. Но мы категорически против того, что Партия регионов отстаивает, чтобы каждая область была самостоятельной в составе федеративной Украины. Это князьки сядут и будут править в каждом регионе. Мы исходим из того, что должны формироваться округа или республики по культурно-исторически сложившимся границам. Пока можно выделить три таких региона: Юго-Восток — это Новороссия, который объединяет восемь областей, второй — это Галиция, тут всего три области — Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская, третий — это центральный регион, Гетьманщина, которая от Богдана Хмельницкого пошла. Есть еще две автономии — Закарпатье и Буковина. Эти республики должны быть в составе Украины, никуда никто не выделяется. Что будет дальше — отделение, разделение — жизнь покажет, может, дойдет и до этого. Кто мог подумать месяц назад, что Крыма не будет в составе Украины.
- США и РФ инициируют четырехсторонние переговоры по урегулированию кризиса на Украине. Глава МИД РФ Сергей Лавров требует пригласить на них представителя Юго-Востока Украины. Как вы относитесь к предложению Партии регионов, чтобы от Юга-Востока выступил экс-глава Харьковской областной государственной администрации, кандидат в президенты Украины Михаил Добкин?
— О Добкине позавчера заявил глава МИД России Сергей Лавров — это несколько нас удивило. Мы четко знаем и видим, что Партия регионов на сегодняшний день — это политический труп. В этом вопросе мы будем сопротивляться и доказывать, что Добкин не представляет нас. Этот человек боится появляться на сцене на харьковских митингах. Вы знаете, что (мэра Харькова Геннадия — прим. ред.) Кернеса со сцены прогнали пинками и после этого никто уже из них не приходит? На сегодняшний момент мы не видим, кто может представлять интересы Юго-Востока. По всей видимости, учитывая, что реально на борьбу поднялись три области — Харьковская, Донецкая и Луганская — с нашей точки зрения,представители должны быть из трех областей. Но власти Киева такого никогда не допустят. Как вариант нами рассматривается (народный депутат от Партии регионов, кандидат в президенты Украины Олег — прим. ред.) Царев, он будет завтра в Харькове.
- На ваш взгляд, состоятся ли выборы президента в Харькове и других юго-восточных регионах. Есть ли сегодня кандидат, который достойно может представить интересы Юго-Востока?
— Выборы, с нашей точки зрения, очень вероятно, что состоятся, к 25 мая два товарища договорятся там, где они в Женеве заседают. (На 17 апреля запланирована встреча представителей ЕС, США и России и Украины по урегулированию ситуацию на Украине. В частности, от США в переговорах будет участвовать госсекретарь Джон Керри, а от РФ — министр иностранных дел Сергей Лавров — прим. ред.) Есть вариант, что они договорятся и придется выборы проводить. Ясно, мы будем делать все возможное, чтобы они были признаны нелегитимными, способы разрабатываются. Кто на этих выборах? 23 человека, нет ни одного, кто может представлять интересы Юго-Востока, поэтому мы четко говорим — смысла в выборах нет. По поводу Царева надо думать и смотреть, но это единственный человек, с которым мы можем контактировать с точки зрения продвижения наших интересов.
- На воскресенье запланирован большой митинг в центре Харькова. Этому не помешает решение суда о запрете с 10 апреля митингов пророссийских сил?
— Все митинги, которые мы проводим, они запрещают. На каждый митинг приходит судебный исполнитель, зачитывает, что собрание запрещено, подходит, говорит, что они нас предупредили, и просит за это расписаться, мы не расписываемся, и митинг продолжается. В этот раз тоже попытаются не пустить на площадь, посмотрим, если действительно так будет, попытаемся пройти. Не пройдем, тогда проведем с другой стороны — возле Дома государственной промышленности. Чтобы собрать пять-семь тысяч человек есть столько мест в городе.