ТОМСК, 1 апр — РИА Новости. Ремонт дорог в Томске в 2014 году начнется позже, чем обычно — в конце апреля: в мэрии говорят, что это позволит соблюсти технологии ямочного ремонта и выполнить его более качественно. Пока же самые крупные ямы решено засыпать асфальтовой крошкой. Корреспондент РИА Новости выяснил, что думают об этом автолюбители и специалисты.
В предыдущие годы уже в марте — начале апреля томичи с удивлением наблюдали, как дорожники, несмотря на то, что еще не сошел снег, заделывали ямы на дорогах. Власти заверяли — это специальная технология, позволяющая латать выбоины даже при минусовых температурах.
По словам декана дорожно-строительного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета (ТГАСУ) Владимира Ефименко, некоторые технологии, действительно, позволяют ремонтировать дороги в морозы.
"Меня смущает только одно — стоимость работ по этим технологиям. Ранее укладывали литую смесь, работы начинали в марте. Смесь производят при температуре 240 градусов. Это же какие энергопотери при приготовлении такой смеси? Есть технологии, их можно применять, но во сколько это обойдется?", — вопрошает специалист.
Профессор считает, что с ремонтом дорог торопиться на надо — лучше подождать, когда установится благоприятная погода, и уже тогда ремонтировать дороги классическим методом — когда ямы сначала фрезеруются, а затем заполняются асфальтобетоном.
"Нормы предполагают производство работ по ремонту дорог в температурном диапазоне от плюс 5 градусов весной и от плюс 10 градусов осенью. Это связано с влагонакоплением, с испарением с поверхности — а испарение воды из суши весной преобладает над количеством осадков. При соблюдении норм материал будет лучше герметизировать, устранять мелкие деформации, будет работать по назначению", — отметил Ефименко.
По словам специалиста, то, что в Томске устанавливается теплая погода, вовсе не означает, что дорожникам тут же следует приступить к ремонту.
"В нормах есть такой пункт: обязательно земляное полотно должно быть оттаявшим. Подстилающие слои должны освободиться ото льда, от избыточной воды, и только потом можно производить работы, поэтому пока еще рано", — заметил он.
С ремонтом подождут
"Начнется работа с исполнения гарантийных обязательств подрядчиков, которые провели работы в прошлом году. Применяться будет как классическая технология, так и инъекционный метод, и литые смеси", — пояснил он.
Пока же, по поручению мэра Ивана Кляйна, в Томске будут устранять наиболее явные дефекты временным методом — засыпать ямы асфальтной крошкой. Как рассказал РИА Новости замдиректора "Спецавтохозяйства" Алексей Люсин, на предприятии сформированы две бригады, которые ежедневно работают над засыпкой ям.
"Работаем по поручению администрации города, по предписаниям ГИБДД. Засыпаем ямы асфальтовым сколом, который остался после прошлогоднего ремонта", — отметил он.
По его словам, такой метод позволяет обеспечить относительно безопасный проезд по некоторым участкам дорог, где образовались слишком большие дефекты. "Это временная мера, пока в конце апреля не начнут работу все асфальтовые заводы, не установится благоприятная теплая погода", — заметил специалист.
Он подчеркнул: чтобы инертные материалы не разлетались из-под колес, важно, чтобы автомобилисты соблюдали скоростной режим — как минимум, выбирали скорость с учетом дорожных условий и обстановки.
Афонькин, в свою очередь, пояснил, что "у асфальтового скола степень разлета меньше, чем у того же гравия", или, например, "чипсила", который активно применялся на центральных улицах Томска в прошлые годы.
И в жару, и в стужу
Вместе с тем, как поясняют в мэрии, власти планируют круглогодично и комплексно подходить к ремонту дорог, чтобы содержать дорожное полотно в достойном состоянии. Градоначальник поручил специалистам департамента городского хозяйства совместно с представителями ТГАСУ проработать возможность проведения ремонта дорог в зимних условиях.
Такие технологии уже есть в университете. Например, как сообщает пресс-служба инновационных организаций Томска, малое инновационное предприятие ТГАСУ разработало пакетируемые ремонтные смеси, которые можно использовать для ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий в любое время года, в том числе в условиях суровой сибирской зимы.
"В смесях применяется вяжущее вещество, основанное на модифицировании битума специальными гелеобразующими добавками и пластификаторами, которое изменяет молекулярную структуру битума. Смеси могут храниться в упаковке до 12 месяцев, именно поэтому их можно использовать в любое время года", — пояснил глава компании Александр Базилевич.
Главное — не в дождь
"Совершенно справедливо принято решение — не вкладывать денег в ремонт сейчас", — считает профессор Ефименко.
Опытный автомобилист, выпускник автодорожного факультета ТИСИ (ныне — ТГАСУ) Андрей Федоренко выступает за то, чтобы ремонт проводился в теплое время года. Вместе с тем он считает, что властям следовало бы отказаться и от временного решения по засыпке ям.
"На дорогах с малой интенсивностью — да, может быть, это и помогло бы, но в городе, особенно в Томске, где плотность движения сверхинтенсивная, такой "ремонт" не даст никакого эффекта, так как продержится он максимум два часа. Автомобилисты как разбивали, так и будут разбивать подвеску дальше, портить шины, а вдобавок понесут потери в виде ремонта стекол", — говорит он.
Решение властей отложить ремонт приветствует и автомобилист со стажем Олег. "Это правильное решение. Ездить, конечно, сложно. Но лучше пусть они все это отремонтируют качественно, когда будет хорошая погода, чем как они в прошлом году прямо в лужи клали асфальт — и все коту под хвост", — говорит он.
"Я езжу по разным городам Сибири, и могу сказать, что в Томске дороги не хуже. Пусть ремонтируют дороги хоть летом, лишь бы следующей весной не было таких ям", — подытожил молодой автомобилист Андрей.