МОСКВА, 28 мар — РИА Новости, Юлия Петрович. Около 75 миллионов выпускников учебных заведений во всем мире проблемы с трудоустройством, сообщил на пресс-конференции в РИА Новости экономический обозреватель журнала Forbes Борис Грозовский, ссылаясь на данные исследования международной консалтинговой компании McKinsey.
"Порядка 75 миллионов молодых людей во всем мире не могут найти работу. При этом, согласно опросу, проведенному в рамках исследования, 72% образовательных учреждений считают, что их выпускники готовы к работе на начальных должностях в выбранной ими сфере деятельности", — сказал он, цитируя результаты исследования.
В то же время, всего 42% опрошенных работодателей ответили, что образование их сотрудников, принятых на работу за последний год, отвечает требованиям, которые предъявляются к их должности. Что касается самих выпускников, то только 45% молодых сотрудников считают, что их вуз адекватно подготовил их к работе, отметил Грозовский.
Опрос представителей образовательных учреждений, выпускников и работодателей был проведен в Бразилии, Германии, Индии, Мексике, Марокко, Саудовской Аравии, Турции, Великобритании и США.
По мнению Грозовского, главная причина такого несоответствия заключается в том, что образование "всегда отстает от потребностей общества, так как образование всегда традиционно".
"Например, советская система образования была настроена на передачу знаний и навыков, а не компетенций. В то же время, бизнес всегда высоко ценил именно направленность на формирование компетенций. Понимание того, что образование должно формировать компетенции, а не навыки, приходит постепенно", — считает Грозовский.
Именно из-за этого сегодня рынок столкнулся с расхождением между тем, что нужно компаниям, и тем, каким студент выходит из вуза. В результате, компании не могут найти специалистов, а выпускники не могут трудоустроиться, заключил он.
В свою очередь, исполнительный директор Российской коллегии аудиторов Наталья Мельникова обратила внимание на причины возникновения сложностей с трудоустройством у выпускников российских вузов.
"В разных странах по-разному понимают специфику образования. Однако современный мир достаточно открыт, чтобы транслировать лучшие практики в образовательном процессе на другие страны. Тем не менее, в российской системе образования есть свои особенности", — отметила она.
По ее мнению, направленность вузов на формирование практических навыков и компетенций у студентов уже появилась, однако преподаватели часто ждут, что выпускники будут получать эти навыки на различных дополнительных тренингах.
"Выход в этой ситуации может быть один: работать надо, в первую очередь, с самими преподавателями. Именно у них должны быть сформированы практические навыки, которые они потом смогут передать студентам", — пояснила Мельникова.
В качестве примера успешного взаимодействия работодателей, преподавателей и экспертов финансовой сферы региональный директор CIMA (Charted Institute of Management Accountants — Институт присяжных бухгалтеров в области управленческого учета) Дэвид Роусби привел модель подготовки специалистов управленческого учета CIMA.
"Профпригодность и перспективы карьерного роста студентов и членов CIMA — основа бизнес-модели института. CIMA постоянно взаимодействует с работодателями, научными работниками и экспертами финансовой сферы, поэтому четко понимает ту роль, которую играют в бизнесе финансовые специалисты", — сказал он.
По его словам, именно исходя из тех компетенций, которые работодатели ожидают от квалифицированных специалистов управленческого учета, была разработана новая учебная программа CIMA и новая система оценки, точно определяющая уровень овладения этими компетенциами.
"Учебная программа основывается на масштабном исследовании, проведенном CIMA среди более чем 200 организаций в 13 странах Азии, Африки, Европы и США.
Также был проведен опрос 3000 респондентов по всему миру. Работодатели определили самые важные качества финансовых специалистов: это знание основ бухучета и финансов, предприимчивость, навыки работы с людьми и лидерские черты характера. Результаты опроса стали важным ориентиром при разработке содержания учебного плана", — заключил Роусби.