НОВОСИБИРСК, 27 мар — РИА Новости, Григорий Кроних. Кто, чему и как учится в Новосибирском театральном институте — накануне Международного дня театра рассказал и.о. проректора по учебной и воспитательной работе Александр Зубов. А также он дал советы поступающим и объяснил, почему не удается обмануть приемную комиссию.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
Как поступать?
"По моему сугубо личному мнению, если конкурс меньше десяти человек на место, то мы берем, ну… не брак, а людей спорных. Сейчас идет демографический спад и он нам мешает. Но бывают и неожиданности. Так, студент, зная, что он "спорный", пашет изо всех сил, и получается интересный результат, а тот, кто звездно поступал, через год ничего не представляет, потому что думал, что и так хорош", — говорит Зубов.
Правила поступления размещены на сайте института, Александр Евгеньевич добавляет к ним советы профессионала.
Второй его совет — не пытаться казаться кем-то другим. "Если мы и возьмем человека, то именно его, а не того, кем он себя представляет. Если мы ошибемся, то это выяснится очень быстро. Поэтому не стоит делать из себя другого, пытаясь угадать, что нам нужно", — поясняет Зубов.
Те, от кого "слышна фальшивинка", на экзаменах, как правило, проигрывают, добавляет он.
А также проваливаются те, кто зациклился на выученном. "Вот так выучил басню — и все. Попросишь его прочесть басню от другого персонажа — не от волка, а от зайца — и он теряется. Вариативность — самое полезное на экзаменах", — считает собеседник.
"Клоун" — наш человек
Но, по его словам, "клоуны" часто упускают, что современный актер — это обязательно личность — и личность, в том числе, обладающая хорошим образованием, и просто комиковать совершенно недостаточно. Режиссер, например, перечисляя имена разных композиторов, должен видеть в глазах студентов понимание.
"Театр сейчас стал синтетическим, он ушел от разговорного литературного театра середины ХХ века. Сейчас практикуется соединение музыкальных, пластических, ассоциативных элементов, и за четыре года обучения будущие актеры должны суметь "присвоить" эти знания, сделать их своими", — говорит мастер.
Он поясняет, что будущих артистов по возможности пытаются подготовить к любой ситуации в любом театре.
"Мы готовим актеров нескольких направлений, основные — это артисты драматического театра и кино, также артисты театра кукол — это уникальная специализация, артисты музыкального театра, артисты эстрады, и впервые готовится курс режиссеров драмы", — говорит собеседник.
Гуманитарный блок обучения в институте включает философию, иностранный язык, психологию, педагогику, а также историю отечественной литературы с акцентом на драматургию, историю музыки и музыкального театра.
Специфические предметы — сценическая речь и сценическое движение. Последнее не сводится ни к акробатике, ни к пантомиме, ни к боевым искусствам, хотя включает все элементы. Еще один предмет — танцы, обучение довольно широкое — от менуэтов до современных па.
Основная дисциплина — это, конечно, актерское мастерство, его преподают с первого курса и до последнего. Как говорит педагог, оно не создает артиста, но оформляет то, что в человеке заложено.
Что ломать и восполнять?
Чтобы стать профессионалом, первое, что необходимо преодолеть — это эгоизм, считает Зубов. "В школе привык — он особенный, а здесь все такие — ты один из нескольких. Здесь итоговый результат — коллективная работа: выигрывает один — выигрывают все, один игнорирует других — сыплется общая работа. Коллективность — природа театра", — говорит он.
"Это для ребят непривычно по сравнению со школой, там можно даже с соседом по парте не общаться, а здесь с неприятным напарником душу вынимать на глазах зрителей", — говорит мастер.
Слабое образование, по словам собеседника, это еще одна проблема взаимоотношений театра и современной молодежи. В институт приходят обычные выпускники, которые литературу знают на среднем уровне, музыку и живопись чаще не знают совсем. И эти пробелы вузу приходиться восполнять. Причем, в экстренном режиме: ждать пока студенты все прочтут, времени нет.
Также Зубов отмечает, что нынешнее поколение плохо умеет двигаться. "Школьная физкультура мало что дает, танцами занимаются не все. Физическая накачка мышц еще встречается, но на уровне координации, сочетания различных ритмических рисунков существует большая проблема для преподавателей движения", — говорит Александр Евгеньевич.
Это, по его мнению, произошло от того, что вся страна стала менее читающей и более смотрящей телевизор. "Парадокс: люди, пришедшие к нам, не понимают, что они пришли в театральный институт, они ассоциируют артистов с телешоу. Кое-кто даже не ходит в театр, мы их даже не расспрашиваем, каких артистов театра они знают", — поясняет собеседник.
Несмотря на все проблемы, уходят из института редко, а если такое и случается, то в самом начале. Но подавляющее большинство остается и втягивается в безумный ритм института.
Студент третьего курса Руслан Лаврентьев — один из таких втянувшихся. Он вдохновенно объясняет, что отличие театрального от других вузов в том, что здесь воспитывают человека как личность, раскрывают природу человека.
"Во всех профессиях главное голова. У нас голова не главное — важны тело, природа, чувство, душа, нутро здесь гораздо больше "раскачивается", чем одна голова. И граней больше", — говорит Лаврентьев.
Отвечая на вопросы о будущем выпускников, Зубов подчеркивает, что выступая перед абитуриентами, школьниками, он никогда никого не зовет в театральный, наоборот, говорит о минусах. О том, что зарплата у артистов за редким исключением маленькая и жилья театры не дают.
Труд тяжелый, а популярность может прийти не скоро или вообще не прийти. Поступать на артиста, считает Зубов, следует только в одном случае — когда тебе на сцене быть приятнее, чем в зрительном зале. "Тогда, делать нечего, надо поступать", — говорит он.
Впрочем, если говорить о карьере, примеры есть разные, и что помогает в карьере — удача, талант, усердие или их сочетание — сказать невозможно.
Институт может оказать при трудоустройстве только посредническую помощь — рассылает информацию о выпускниках, особенно это важно для музыкальных театров — какой голос, какой репертуар поет.
"Вообще многие ведущие новосибирские артисты — наши выпускники: это и Белозеров, Лемешонок, Халида Иванова и так далее. В кукольном и музыкальном театрах, и даже в новосибирском оперном театре есть уже наш выпускник, — рассказывает Зубов. — Иван Шибанов работает в Москве, у нас начинали учебу Иван Стебунов и Евгений Миллер".
Выпускники театрального вуза Новосибирска работают практически во всех сибирских театрах, кто очень хочет — перебирается в Москву. "Но тут человек уже сам делает выбор: быть 1218 в Москве или вторым-третьим в Новосибирске. Но даже если люди из профессии уходят, то я не считаю, что это беда. Тот опыт, который дает театральный институт, помогает им в любой профессии", — заключает Зубов.