Государственный совет Крыма в среду возложил полномочия сенатора на Сергея Цекова, который был избран депутатом от партии "Русское единство" и с февраля нынешнего года занимал пост вице-спикера. Представитель Республики Крым в Совете Федерации рассказал о своих задачах на новой должности, перспективах экономического развития Крыма и угрозе распада Украины в интервью корреспонденту РИА Новости Дмитрию Жмуцкому.
— Сергей Павлович, когда вы планируете начать работу в Совете Федерации?
— Во второй половине этой недели либо в начале следующей недели.
— Какие задачи ставите перед собой на новой должности?
— Это весь комплекс вопросов развития Республики Крым как субъекта Российской Федерации. Верхняя палата Федерального собрания основное внимание в своей работе уделяет как раз развитию регионов, и основным направлением моей работы станет всестороннее развитие Крыма, содействие его интеграции в Россию.
Предстоит, например, создать представительство Республики Крым в Москве. Предстоит налаживать сотрудничество между Республикой Крым и другими регионами России, члены Совета Федерации в этом процессе могут играть роль посредников.
Кроме того, буду уделять внимание сотрудничеству России с соотечественниками за рубежом, по всему миру. Я долгие годы занимался защитой интересов российских соотечественников за рубежом — здесь, в Крыму. Вхожу во Всемирный совет российских соотечественников. Так что знаю ситуацию изнутри — мы на себе прочувствовали многие проблемы, с которыми могут сталкиваться люди русской культуры, живущие за пределами России.
— Совет Федерации заявлял о намерении обратиться к правительству России с предложением разработать государственную программу развития Крыма и Севастополя.
— Абсолютно поддерживаю эту идею.
— Что, на ваш взгляд, должно войти в эту программу?
— Крым сильно отстает в плане экономики от других регионов России и нуждается в особых условиях социально-экономического развития. Это могут быть, например, особые условия налогообложения — чтобы на время переходного периода ряд налогов, которые обычно поступают в федеральный бюджет, оставались в Крыму и шли на развитие региона.
— В Министерстве финансов России рассматривается возможность полностью освободить Крым от налогов до конца этого года…
— Считаю, что правильно будет оставить собранные налоги в Крыму, пустить их на развитие региона. Возможно, не только в этом году, но и в следующем.
— Позвольте вернуться к программе развития Крыма и Севастополя. На какой срок, на ваш взгляд, она должна быть рассчитана?
— Как минимум на пять лет. На мой взгляд, крымский федеральный округ должен стать для других регионов Украины и России примером быстрого развития экономики, быстрого роста уровня жизни.
Сейчас мы, если сравнивать с другими регионами России, лежим на самом дне. Но экономический потенциал Крыма, его инвестиционная привлекательность вполне позволяют нам ставить перед собой цель подняться на самый верх. Крым потенциально способен быстро достичь уровня развития успешных регионов России. Даже обогнать их в чем-то. Наш регион привлекателен для всей России, мы ждем, что сюда будут приезжать на отдых, многие, наверное, захотят иметь здесь недвижимость.
Кроме того, мы рассчитываем, что здесь начнут работать федеральные программы, которые действуют в России. Крым остро в этом нуждается.
Очень нужна, например, подпрограмма "Автомобильные дороги" федеральной программы "Развитие транспортной системы России". Чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить наши дороги с российскими — хоть трассы между городами, хоть городские улицы.
Особое отношение должно быть к здравоохранению в Крыму, к образованию. Наши больницы находятся в плачевном состоянии, техническая оснащенность очень слабая, современного медицинского оборудования практически нет.
В школах — что скрывать — нередко протекают крыши, оконные рамы пропускают ветер. В некоторых сельских школах до сих пор нет нормального интернета, почти нигде нет современных интерактивных школьных досок.
Еще нужна системная борьба с коррупцией. Эта задача стоит не только перед Крымом, но и перед Россией в целом. И Крым, как новый субъект Федерации, мог бы стать полигоном борьбы с коррупцией — чтобы потом эти методы применялись и в других регионах России.
— Госдума сейчас разрабатывает пакет документов, которые определят механизм интеграции Крыма и Севастополя. Руководство Госсовета Крыма привлекают к этой работе? Советуются?
— Да. Вот мне сегодня письмо пришло: председатель комитета Госдумы по вопросам собственности Сергей Анатольевич Гаврилов предлагает провести в мае в Крыму выездное заседание комитета. Чтобы обсудить гармонизацию законодательства Республики Крым и законодательства Российской Федерации в сфере управления госсобственностью, банкротства, корпоративного права. К обсуждению приглашаются крымские министерства и ведомства, депутаты Государственного совета.
Думаю, подобные обращения есть — или будут — и от других комитетов Госдумы. И Крым будет оказывать содействие в этом процессе.
— Верховная рада Украины приняла в первом чтении закон, который предусматривает уголовную ответственность за хозяйственную деятельность украинских компаний в Крыму. Значит ли это, что украинский бизнес будет уходить из Крыма?
— Ну, это не первое глупое и неправильное решение Верховной рады. Это еще раз доказывает, что у так называемой новой власти на Украине нет стратегического видения развития страны — они принимают ситуативные решения, продиктованные интересами текущего момента.
Наша позиция остается неизменной: частный бизнес в Крыму остается частным, сохраняет свою собственность, мы будем создавать компаниям условия для продолжения работы. Если предприятие честно и эффективно работает, от этого выигрывают все: и собственники, и сотрудники, и клиенты, и бюджет.
Говорить о конкретных гарантиях со стороны руководства Крыма украинским компаниям пока рано — еще нет понимания, как будет проходить переходный период и как мы будем взаимодействовать с различными субъектами хозяйственной деятельности.
Кстати, на мой взгляд, неверно называть национализацией и тем более неверно подвергать сомнению переход украинских госпредприятий на территории Крыма в собственность республики. Пока Крым был частью государства Украина, определенные объекты в Крыму принадлежали Украине. А теперь Крым вышел из состава Украины — и мы действуем по той же самой схеме, по которой действовала Украина после развала Советского Союза.
— Депутат городского совета Одессы Александр Васильев сообщил сегодня, что приехал в Крым, спасаясь от политического преследования и угроз радикалов. Это единичный случай, или подобных беженцев в Крыму много?
— Такие случаи есть. На днях у меня состоялись два телефонных разговора со знакомыми, депутатами местных советов на западе Украины. Они оба бывшие члены Партии регионов — и оба говорили, что их преследуют, что они будут искать защиту в Крыму.
Массового потока беженцев пока нет, но есть угроза, что он появится. Это будет зависеть от ситуации на Украине. Если будет продолжаться то, что происходит сейчас, — если будут попираться права человека, если радикалы будут врываться в дома, отбирать у людей собственность, грозить расправами — то многие, конечно, будут спасаться здесь. В Крыму-то спокойно, что бы там ни говорила украинская пропаганда.
— Крым готов принимать поток беженцев из Украины?
— Не могу сказать, что мы готовы, потому что мы к этому не готовились целенаправленно. Но если люди будут к нам ехать, мы, конечно, отказать им не сможем. Думаю, если этот вопрос возникнет, Крыму не придется решать его в одиночку — поможет Россия.
События на Украине ставят под вопрос само существование страны. Украина, на мой взгляд, сохранится как государство при соблюдении двух условий.
Первое — это статус государственного для русского языка и признание русских второй государствообразующей нацией. Второе — переход к федеративному устройству страны. Вот тогда у Украины будет шанс сохранить государственность. Если этого не будет, страна однозначно развалится. Либо в результате нынешних событий, либо через некоторое время.
Надеюсь, что к политической элите Украины вернется разум и они поймут, что Украина — это страна двух культур. Здесь должно быть два государственных языка и желательно как можно быстрее. Именно такие решения способны вернуть Украину к нормальной мирной жизни. А то, что происходит в стране сейчас — действия партии "Свобода", "Правого сектора", — только сеет в людях страх и убивает в них любовь к Украине.
Я жду, что после ситуации с Крымом весь мир задумается о правильности нынешних взглядов на принцип территориальной целостности. Он важен, конечно, чтобы не было постоянного перетекания территорий от одного государства к другому. Но есть и право людей на самоопределение. Если государство издевается над частью своей территории, то этот регион обязан реализовать свое право на самоопределение и выбрать для себя достойную жизнь.
А в случае с Крымом это даже не был вопрос выбора более комфортной жизни — это был вопрос спасения. Потому что из Киева в адрес крымчан звучали угрозы, призывы к насилию.
— Вы были одним из создателей фестиваля "Великое русское слово", который проходит в Крыму с 2006 года. В этом году фестиваль состоится?
— Безусловно. Хотя теперь русский язык и русская культура в Крыму уже не нуждаются в защите — на них не будут нападать. Для меня это даже немного странно — я 23 года занимался защитой прав русских и русскокультурных крымчан, привык к постоянной борьбе. А сегодня мне не нужно этого делать. Не будет больше никаких притеснений, не нужно готовиться к каким-то битвам за русский язык, спорить с чиновниками.
Но вопросы сохранения и развития русского языка, вопросы защиты прав русских и русскокультурных граждан во всем мире остаются актуальными. Это касается в первую очередь и носителей русской культуры на Украине. Нас теперь разделяет государственная граница, но это не значит, что нас не интересует их судьба.
Мы, конечно, будем стараться их поддерживать. Особенно преподавателей русского языка и литературы на территории Украины. Рассчитываю, что в июне этого года они смогут, как и прежде, приехать на фестиваль "Великое русское слово" и развивать сотрудничество с коллегами, узнавать новые методики преподавания. Мы будем их приглашать. Будет, как и раньше, обширная культурная программа, фестиваль снова затронет практически все населенные пункты Крыма.
Это касается всех проектов, которые мы начали в Крыму в последние семь-восемь лет. Все они будут продолжаться и развиваться, выходить на новый уровень. Это фестиваль "Великое русское слово", телекинофорум "Вместе", фестиваль античного искусства "Боспорские агоны", винный фестиваль в Феодосии, многие другие программы. Все это будет. Крым в составе России получит новые возможности для реализации всех этих проектов.
— Министерство образования Крыма разрабатывает концепцию создания в регионе федерального университета на базе нескольких крымских вузов.
— Это очень важная и правильная инициатива. Ведущие учебные заведения Крыма должны быть объединены в общую структуру. У нас есть очень хорошие вузы — медуниверситет, Таврический национальный университет, агроуниверситет, академия природоохранного и курортного строительства. Правильнее, наверное, было бы объединить их в единую структуру, как это делается в России.
— Как будут поступать в вузы выпускники крымских школ в этом году? Времени на подготовку по российской программе у них почти не осталось.
— Мы ждем, конечно, что им в этом году будут предоставлены льготные возможности для поступления в вуз как на территории Крыма, так и в других регионах Российской Федерации.
— Останется ли в крымских школах украинский язык?
— Конечно, мы будем его сохранять. Никто не собирается повторять ту политику, которую проводила Украина по отношения к русскому языку. Сохранится и украинский как школьный предмет, сохранятся и школы, где преподавание всех дисциплин будет вестись на украинском.
— Вы являетесь сопредседателем партии "Русское единство", которую возглавляет премьер-министр Крыма Сергей Аксенов. Что ожидает вашу политическую партию?
— Будет переформатирование в одну из российских партий. Скорее всего, в одну из парламентских политических сил. В какую именно, будущее покажет. В парламенте Крыма "Русское единство" очень плодотворно сотрудничало с Партией регионов, и, возможно, партия будет переформатирована в ту же структуру, в которую вольется крымская организация Партии регионов. А возможно, и нет, возможно, мы создадим в Крыму здоровую конкуренцию между двумя нормальными политическими силами. Как они будут называться, покажет ближайшее будущее.