Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Главный дирижер "Новой оперы" рассказал о работе на Западе и в России

© Фото : Московский театр Новая Опера им. Е. В. КолобоваДирижер Ян Латам-Кёниг
Дирижер Ян Латам-Кёниг
Британец португальского происхождения Ян Латам-Кениг отметил, что дирижировал несколькими российскими оркестрами и может констатировать, что уважение к авторитету является чертой всех российских коллективов.

ЛОНДОН, 25 мар — РИА Новости, Мария Табак. Российские музыканты признают в дирижере босса, и это главное отличие работы в России от работы на Западе, заявил в интервью РИА Новости главный дирижер, председатель художественно-творческой коллегии московского театра "Новая опера", британец португальского происхождения Ян Латам-Кениг.

"До 2008 года единственным моим опытом, связанным с Россией, тогда СССР, были гастроли в конце 1980-х годов, проводимые совместно Британским советом и Госконцертом в Москве, Ленинграде и Прибалтике. Тогда вовсю шла речь о перестройке, гласности, и эти гастроли стали прекрасной возможностью увидеть СССР, ведь после музыки моя главная страсть — это история и политика", — рассказал Латам-Кениг.

В следующий раз Латам-Кениг оказался в Москве ровно шесть лет назад, в начале марта 2008 года.

"Тогда я неожиданно получил предложение дирижировать в новой постановке оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин". Мне стало очень интересно, тем более что хотелось поработать в России. Мне пришлось срочно перекраивать расписание, но идея дирижировать "Лоэнгрином" в России, оперой, которая не ставилась с 1937 года, было проектом, от которого я не мог отказаться. Тогда я и начал работать в "Новой опере". За две недели невероятно интенсивной работы мы сумели добиться большого успеха", — поведал дирижер.

По словам Латам-Кенига, работавшего и работающего со множеством крупных оркестров и театров по всему миру, дирижер в России и дирижер в западных странах — это совершенно разные понятия.

"Меня поразило, насколько работа в России отличается от работы на Западе. Во-первых, это невероятное ощущение единства музыкантов и труппы, ощущение единой семьи, это, что в европейских театрах было раньше, до Второй мировой войны и, может быть, в 1950-х. Во-вторых, невероятная дисциплина, которая в тот момент была особенно необходима. Вагнер на протяжении многих десятилетий в России не исполнялся, у певцов "Новой оперы" было очень мало опыта исполнения на немецком языке, так что все это потребовало колоссальных усилий. Но вот стремление добиться превосходного результата всех объединяло, и, как дирижер, я это очень ценил", — отметил Латам-Кениг.

Его также поразило отношение к нему самому со стороны музыканта, артистов и хора.

"Это ощущение собственного авторитета — это то, что есть в России и, может быть, в некоторых других странах Восточной Европы — музыканты, если, конечно, дирижер хороший, понимают, что добиться превосходного результата можно лишь полностью доверяя дирижеру. В России есть понимание того, что дирижер — это босс, это невероятно полезно и очень хорошо. На Западе мы пришли к тому, что ты не можешь никого критиковать, не подвергнувшись критике за то, что ты критикуешь. Так что очень приятно работать в условиях, когда ты можешь сказать: это не очень хорошо, завтра это надо исправить. И люди слушают тебя, принимают, и на следующий день все становится лучше", — пояснил дирижер.

© Фото : Московский театр Новая Опера им. Е. В. КолобоваДирижер Ян Латам-Кёниг
Дирижер Ян Латам-Кёниг

Он отметил, что дирижировал несколькими российскими оркестрами и может констатировать, что уважение к авторитету является чертой всех российских коллективов.

"Но у "Новой оперы" есть свои особенности, и, в первую очередь, они связаны с тем, что этот театр основал легендарный дирижер Евгений Колобов, он создал эту атмосферу уважения к авторитету, которая сохраняется и поныне", — сказал Латам-Кениг.

"После успеха "Лоэнгрина" меня стали все чаще звать дирижировать операми, концертами, и в 2011 году я был назначен главным дирижером Новой оперы. Сейчас я провожу в Москве одну-две недели в месяц, иногда чуть меньше, а иногда дольше, если работаю над чем-то новым. В Москве я живу в гостинице и работаю целыми днями — начинаю в 9.30 утра, а заканчиваю не раньше 10 вечера, так что жизни вне театра у меня там очень мало", — отметил главный дирижер "Новой оперы", номинированный на премию "Золотая маска" за "Тристана и Изольду" Вагнера.

Князь Игорь

В начале апреля "Новая опера" дебютирует на сцене лондонского театра "Колизей" с одним из шедевров русского оперного репертуара — "Князем Игорем" Александра Бородина. В гастролях, организованных компанией Ensemble Productions, примет участие полный состав "Новой Оперы" — хор, оркестр и солисты. Дирижировать оперой будет Латам-Кениг.

"Мы старались заострить внимание на символическом в той же мере, что и на героическом. У нас прекрасный оркестр и хор, а роль хора тут очень важна. Это опера со многими ролями, очень красивая постановка. Я думаю, что британская аудитория благодаря ей узнает больше о русском характере и русской опере", — сказал дирижер.

Латам-Кениг считает, что очень важно — возродить в Великобритании интерес к русской культуре.

"В Британии всегда восхищались русской культурой. Когда я учился в школе в 1960-х, российская культура в Лондоне доминировала. Все ждали концертов государственного оркестра, Святослава Рихтера, Давида Ойстраха. Русские пьесы были очень популярны — каждый день в Лондоне в том или ином месте шел Чехов. И актеры британские были очень рады участвовать в постановках Чехова. Несмотря на "холодную войну" и все трудности, британская публика всегда знала, насколько важны отношения между странами в сфере культуры. Сейчас "холодной войны" нет, и ощущение загадки в значительной степени ушло. Немного это ощущение подогревается благодаря вышедшим в последние годы книгам о шпионах. Ну зато, я бы сказал, что по сравнению с 15 годами ранее, Россия гораздо больше фигурирует в выпусках новостей, она присутствует в умах британцев. С концом "холодной войны" люди также лучше себе представляют, что происходит в России", — пояснил он.

По мнению Латам-Кенига, перекрестный год культуры Великобритании в России и России в Великобритании помогает сближению двух стран, несмотря на политические разногласия. Именно поэтому "Новая опера" принимает активное участие в годе культуры, привозя в Россию знаменитые британские постановки, а в Британию — "Князя Игоря".

"Мы должны видеть во всем хорошее, обращать внимание на то, что нас объединяет, а не разъединяет. Я не политик, а деятель искусства, я считаю, что через культурные отношения мы можем улучшить отношения в целом", — подчеркнул Латам-Кениг в завершение беседы.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала