НОВОСИБИРСК, 21 мар — РИА Новости, Григорий Кроних. Новосибирский кукольный театр более 60 лет не имел своего здания, а актеры — специального образования, однако именно его труппа всегда была одной из самых уважаемых театральных коллективов в городе. Об уникальной истории новосибирской кукольной сцены накануне Международного дня кукольника РИА Новости рассказали работники театра.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
Идея отмечать Международный день кукольника принадлежит известному иранскому деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо, впервые его отметили 21 марта 2003 года. По традиции, в этот праздник работниками театров и творческих кукольных коллективов организуются самые необычные кукольные спектакли, творческие встречи, концерты и другие мероприятия.
Филиал театра Образцова
В Новосибирске кукольный театр появился в 1933 году, в 1934-м был поставлен первый спектакль — "Петрушка в гостях у школьников". Однако никаких выдающихся воспоминаний о первых годах театра не сохранилось.
Толчок провинциальной кукольной сцене дала… война, когда в 1942 году в Новосибирск приехал знаменитый театр Сергея Образцова. Местные подмостки превратились в филиал Центрального театра кукол на период с 1942 по 1945 год. Размещался он в здании мечети, рядом с площадью Кондратюка.
"В стране было две кукольные школы — ленинградская и Образцова, мы — последователи Образцова, — рассказывает заведующая литературной частью театра Анна Ощепкова. — Сергей Владимирович всегда придерживался традиций классического кукольного театра, и у нас тростевая кукла — главная, именно она создает иллюзию, волшебство кукольного театра, где куклы — живые".
Она вспоминает случай, когда после спектакля актеры вышли кланяться, а маленький мальчик спросил у мамы: "Кто эти дяди и тети?" Услышав ответ, он разрыдался: "Ты меня обманула!". "Поэтому наши актеры даже не всегда приходят на поклон, чтобы не разрушать эту иллюзию", — говорит Ощепкова.
Контакты с театром Образцова не прервались с возвращением его театра в Москву, к нему на стажировку ездили новосибирские кукольники. Главный художник Александр Корытный даже поставил два спектакля под руководством мастера, и Образцов остался им доволен. "Новосибирскому театру повезло", — подвел итог стажировки Сергей Владимирович.
Инженерная мысль
И даже в устройстве новосибирского театра пытались повторить элементы московского. Например, в фойе должен был быть бассейн с рыбками. Однако от этой идеи директор театра Николай Бирюля отказался.
"В московском театре фойе большое, а у нас места меньше, бассейн бы только мешал. Зато есть сказочный домик — его подарил нам Геннадий Лыков, директор "Сибакадемстроя", который возводил театр", — рассказывает он.
Но прежде чем строить, долго выбирали место для театра. "Одно из предложений было — кинотеатр "Пионер". Я сначала согласился, но на следующий день позвонил Севастьянову (в то время мэр Новосибирска) и сказал: "Дети нас не поймут, если мы для кукольного театра заберем у них детский кинотеатр".
"Это я слукавил, конечно, — признается Николай Афанасьевич, — но надо было отказаться как-то… "Пионер" — он маленький, и мы бы там не разместились. В результате театр было решено строить на улице Ленина, на пятачке между вечерней школой и жилым домом, причем школа и два этажа жилого дома, где располагался детский сад, тоже стали помещениями театра.
Бирюля вспоминает, что со школой тоже была проблема — как в то время было ликвидировать целую школу?
"Я тогда дал задание своей заведующей литературной частью, и она, женщина с высшим образованием, как разведчик, пошла и записалась в эту вечернюю школу в 9 класс. Вот тогда — уже я узнал от нее, сколько учеников там в каком классе учится — я смог пойти в горком и отстаивать интересы театра", — говорит директор.
Проблемами были недостаток места и финансирования. Обе удалось решить, задействовав помещения школы и детского сада, а также средства, выделенные на их капитальный ремонт. Проектировщики советовались со специализированным НИИ "Гипротеатр", и им удалось создать театр по последнему на тот момент слову инженерной мысли.
На сцене устроены четыре "тропы" — это секторы, которые могут подниматься и опускаться относительно нулевого уровня вниз и вверх на 60 сантиметров. Перепад высот составляет 1,2 метра, это позволяет актерам работать за ширмой в полный рост, а куклы оказываются на уровне глаз маленьких зрителей.
Но от момента начала строительства до открытия театра прошло 22 года. Строительство здания в перестройку превратилось в долгострой, театр отметил новоселье только в 1999 году.
Все для детей
Еще одна хитрость театра для детей — специальные кресла, сидение которых может стать выше, что позволяет даже самому маленькому ребенку видеть сцену. Эти кресла для театра сделал тоже "Сибакадемстрой". Еще здесь устроены мониторы в фойе — чтобы могли посмотреть спектакль те, кому не достались билеты.
"Главное, не допустить разочарования ребенка, которому пообещали театр, а потом оставили без этого подарка, — говорит Бирюля. — Пусть он посмотрит отсюда, в антракте зайдет в наш музей кукол — и у него останутся хорошие впечатления".
"Когда маленький родится, все же внимание будет ему, а старшему обидно, — объясняет Бирюля. — А так — ему тоже что-то достается. Нам даже одна бабушка рассказала о внуке, который очень любит свою маленькую сестренку: "Она мне вот какой подарок подарила — театр!"
Универсальные и на колесах
"У нас работают только добрые люди! — утверждает директор Бирюля. — Злые, плохие — не задерживаются. Это, правда, так получается".
До 50-х годов прошлого века в театр набирали артистов "с улицы" — учиться профессии было негде, первый набор актеров кукольного театра состоялся в новосибирском театральном училище в 1964 году.
"Все в детстве в куклы играли — что тут сложного, и от этого к актерам-кукольникам, бывает, относятся как к каким-то второсортным, — говорит Анна Ощепкова. — Это неверно, потому что артист театра кукол, как другие, изучает сценические речь и движение, он должен владеть вокалом на уровне музыкального театра, а кроме того, знать все системы профессиональных кукол".
По ее словам, бывало, что артисты из других театров приходили к ним и не могли освоиться, а кукольники спокойно работают в драматических театрах.
А еще жизнь артистов Новосибирского театра кукол часто протекает "на колесах". Со своими спектаклями они побывали в Румынии, Америке, Средней Азии и Таиланде. Мало какой российский театр приглашали в Японию восемь раз! Секрет популярности прост — артисты играют свои спектакли на японском языке.
И обязательно каждый год артисты ездят с гастролями по области — на своем автобусе — обычном "ПАЗике", а иногда и дальше районов региона. Однажды на своем "ПАЗике" они доехали до Геленджика.
На этот год, кроме вояжа по районам области, запланированы гастроли во Франции, в парижском пригороде Кремлен-Бистере, где ежегодно проходит фестиваль русской культуры. Новосибирцы едут туда с подарком: они не только представят спектакль "Еще раз о Красной Шапочке", они научат местных артистов его играть и оставят им в подарок реквизит, и на свете одним театром кукол станет больше…