Рейтинг@Mail.ru
Красноярский кукловод: у куклы больше возможностей, чем у человека - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Красноярский кукловод: у куклы больше возможностей, чем у человека

© РИА Новости / Александр ПаниотовАктриса Красноярского кукольного театра Алла Курасова
Актриса Красноярского кукольного театра Алла Курасова
Читать ria.ru в
Дзен
Красноярский кукольный театр в этом году отмечает 75 лет со дня своего основания – первый спектакль по сказке "Три медведя" красноярские кукловоды дали в октябре 1938 года. Корреспондент РИА Новости Антон Андреев встретился с одной из актрис театра Аллой Курасовой и расспросил о жизни кукловодов.

Красноярский кукольный театр в этом году отмечает 75 лет со дня своего основания – первый спектакль по сказке "Три медведя" красноярские кукловоды дали в октябре 1938 года. Корреспондент РИА Новости Антон Андреев встретился с одной из актрис театра Аллой Курасовой и расспросил о жизни кукловодов.

- Алла Александровна, как актеры попадают в кукольный театр, вот вы как выбрали для себя эту профессию?

— Я закончила обычное драматическое отделение, а сюда попала, можно сказать, случайно. Вернее, с миром кукол столкнулась случайно, но потом уже, придя в театр, поняла, что буду работать здесь. И вот я уже 30 лет в куклах.

До этого три года работала в драматических театрах, и в один из дней моя однокурсница пригласила меня в разъездную труппу кукольного театра — у них не хватало человека.

Сама я до этого никогда не была в театре кукол, как-то мимо это для меня прошло. Но я попробовала, и мне очень понравилось. Просто был такой период, когда в драме на сцене было больше людей, чем в зале. Получалось, вот всю жизнь мечтал кем-то стать, стал — и вдруг ты не нужен. Это было так сложно принимать.

И вот, когда я начала работать с куклами на выездных спектаклях в городах по краю, в детских садах, меня просто захватило то, с каким интересом принимали нас дети.  Просто потом уже воспитатели в детсадах стали спрашивать, почему у вас актриса высовывается и смотрит на детей?

А меня поражало то, что вот кукольный зайчик бегает какой-то совсем неприглядный, страшненький, а они с таким восторгом смотрят. И все, я почувствовала свою нужность, необходимость и пришла потом в театр кукол. Наверное, так и приходят в куклы.

- Насколько быстро освоили профессию?

— Помог коллектив, здесь тогда были настоящие мастера кукловождения. Поэтому, если что-то не получается, подойдешь, спросишь – покажут. А потом уже сам. Со временем и руки под куклу развиваются сами как надо. Когда в первый раз приходят актеры, редко когда удается "оживить" куклу сразу. А потом и кисти, и ладошки — все начинает работать.

- В Красноярске где-то учат работать с куклами кроме самих кукольных театров?

— Теперь учат, а вообще, в Красноярске настоящей школы работы с куклами не было. Когда-то в Академии музыки и театра при драматическом курсе училась группа кукольников. А так у нас приезжают мастера из Иркутска, Новосибирска, Днепропетровска, Ярославля.

В этом году у нас в Академии вновь набрали курс кукловождения — впервые за многие годы. Будущие кукольники занимаются под руководством  главного режиссера нашего театра Владимира Гусарова.

- Если сравнить работу артиста на сцене традиционного театра и работу артиста-кукольника, насколько проще или сложнее работать с куклой?

— Сложнее, физически сложнее. И потом, надо не просто художественно создать характер – надо "попасть в маску", что не всегда удается. Иначе человек говорит как бы сквозь ширму своим голосом, а кукла молчит. Кроме того, в драме актер свою психику разминает, а тут еще и кукла должна ожить, начать смотреть в зал.

- Если так, то ограничен ли набор масок для одного артиста?

— Да нет, многие актеры играют в одном спектакле несколько ролей, три-четыре. И даже сравнительно искушенный зритель может не догадаться, что это один человек. Это интересный момент в работе.

- На драматические спектакли ходите, заимствуете что-то у коллег?

— Ну, конечно, это так же, как брать что-то из обычной жизни. Причем снять что-то под копирку, как говорят, никогда не получится. Потому что все равно у тебя есть твоя физика, твоя психика. То есть, все, что ты подсмотрел, если и "ложится" на тебя, то совсем  иначе получается, формируется другой образ.

- Как драматические актеры относятся к своим коллегам-кукловодам?

— Совершенно нормально. Особенно когда сами смотрят наши спектакли. Все мои однокурсники, которые работают в драме, еще ни разу не отзывались как-либо негативно, что  вот, мол, зачем ты в куклах? Хотя, конечно, если бы мне еще в школе театральной сказали, что я буду кукловодом, я бы не поверила.

- Если сравнить ту публику, которая ходила в ваш театр 30 лет назад, и сегодняшнюю, что-то изменилось?

— Мне кажется, что со  временем публика не изменилась. Дети всегда дети. Вот в каждом районе города публика разная, это показывают наши выездные спектакли. Публика в микрорайоне "Черемушки" одна из самых благодарных, несмотря на стереотипы о культуре его отдельных жителей.

Фрагмент спектакля Как найти солнце? в томском театре 2+ку
Томский физик знает, как сделать кукольный театр успешным и интересным
А где-то в центре города запросто можно встретить невоспитанных родителей, при этом желающих приобщить своих детей к культуре театра.

Вообще, у нас зритель сохраняется из поколения в поколение. На спектакль детей чаще всего ведут те родители, которые сами когда-то были у нас. Причем некоторые спектакли — "Три поросенка и серый волк", например, – у нас идут по 20 лет. Только представьте, сколько детей выросло на таких спектаклях!

Так что наш зритель постоянен. Это в фойе театра он может быть немного другим, капризным, непослушным, а когда заходит в зрительный зал — меняется. Тут все сидят, раскрыв рты. Правда, иногда родители смотрят спектакли более увлеченно, чем дети. Ребенок чего-нибудь требует, а взрослый ему: ""Да подожди ты, дай досмотреть".

- А ставите спектакли исключительно для взрослых?

— Вот это большая проблема нашего театра, мы упускаем взрослого зрителя. Периодически делаем постановки для взрослых, получаем нового зрителя, а потом у нас может возникнуть провал — спектакль снимают из-за ухода актера или по другим подобным причинам. Тогда на какой-то период взрослый зритель отвыкает от мысли, что в кукольном театре есть что-то интересное и для него.

Вот сейчас у нас есть только один взрослый спектакль, это "Сага о Лире" по Шекспиру. Он идет не очень часто, но зритель в восторге! Был замечательный спектакль "Война" Карло Гольдони, единственная постановка в стране. Вот он не пошел, жаль, ведь очень хороший спектакль.

Кстати, именно во взрослых спектаклях у нас появляются совершенно уникальные решения, которые показывают все достоинства кукольного театра. Ведь у куклы больше возможностей, чем у человека.

Вот, например, в "Ромео и Джульетте" у нас Парис рассыпался полностью, очень интересный художественный прием, способствующий правильному восприятию определенного смысла.

Некоторые эротические сцены смотрятся не так пошло как, допустим, в драматических спектаклях. У нас был спектакль "Лекарь поневоле" по Мольеру, там благодаря куклам подобные сцены смотрелись очень смешно.

Сергей Образцов и кукла Тяпа
Талисман театра им. Образцова кукла Тяпа отмечает 85-летний юбилей
- Когда говорят о традиционных  драмтеатрах, часто возникают вопросы, что вот кто-то с кем-то не уживается, такие-то конфликты. Как живется артистам-кукольникам, есть ли конкуренция за роли?

— В этом плане театр кукол очень сильно отличается от драматического, очень сильно. Попав сюда, я сразу поняла:  это мое место, прежде всего, в  человеческих отношениях. Конечно, мы ругаемся, но не ссоримся, никакой зависти или борьбы за роли у нас нет. Многие, наоборот, просят, чтобы был второй состав, чтобы была замена.

А знаете, со вторым составом получается даже интереснее: себя со стороны не увидишь, а когда играет другой актер, думаешь: вот это надо взять на заметку, вот это хорошо.

- Можно ли кукольный спектакль показывать в большом зале на 1-1,5 тысячи человек?

— Я думаю, к большим залам не надо стремиться, театр кукол — камерное искусство. Здесь важна близость к ребенку, чтобы донести до него самое важное.

© РИА Новости / Александр ПаниотовАктриса Красноярского кукольного театра Алла Курасова
Актриса Красноярского кукольного театра Алла Курасова

- В наше время те же драматические актеры порой жалуются, что из материальных соображений часто приходится подрабатывать на стороне, вести разные "корпоративы" и прочее. Как в этом плане у кукловодов?

— Ну, без этого трудно, многие работают помимо театра: ведут дни рождения для ребятишек, у некоторых есть свои антрепризы. Без этого никак не обойтись. Ну а чаще актеры просто занимаются с детьми, ведут кружки, сейчас для этого есть много возможностей.

- Если говорить о будущем кукольного театра в Красноярске – идет ли молодежь в театр работать? Приносят ли какие-то революционные идеи, элементы так называемой "новой драмы"?

— Молодежь приходит, постепенно вводим их в старые спектакли, совместными силами создаем новые. Профессия не очень простая, не все имеют необходимые технические навыки, многое надо освоить, научиться совмещать работу с куклой с танцами, песнями.

Может быть, поэтому революционных настроений у тех ребят, которые уже пришли, вот так сразу не видно. А может быть, просто выжидают, присматриваются.

Когда только приходишь в театр кукол, берешь куклу, начинаешь играть как бы сам, один, а кукла пока молчит. И вот пока ты не нашел какого-то резонанса, не слился с маской, ничего не происходит, а потом она оживает. Поэтому надо просто любить куклу, работать с ней, уметь ее оживлять, и тогда все-все получится!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала