Звучит наивно? Да, такое мнение будет более чем оправданно в нынешней лихорадочной атмосфере взаимных обвинений и контробвинений. Я не припомню момента, когда эмоциональный фон отношений между Россией и Украиной был таким тяжелым и драматичным. Такого, как сейчас, не было ни на протяжении жизни моего поколения, ни на протяжении жизней многих поколений наших предков.
Когда в последний раз столь тяжелым был эмоциональный фон отношений между нашей страной и Западом? Я никак не могу выкинуть из головы воспоминания из моего детства. Август 1984 года. Мне девять лет. Я недавно закончил второй класс. И вот мы идем по улице детской кампанией и обсуждаем "шутку" президента США Рональда Рейгана ("Мои соотечественники американцы, я рад сообщить вам сегодня, что подписал указ об объявлении России вне закона на вечные времена. Бомбардировка начнется через пять минут").
Я почти все забыл из 1984 года. Но свои ощущения в тот момент я помню почти на физическом уровне. Я помню то щемящее чувство при взгляде на небо: неужели скоро это все закончится? Неужели скоро мы все умрем?
Поэтому повторю: сейчас очень плохое время для того, чтобы быть "котом Леопольдом". Но, как говаривал великий русский актер Михаил Семенович Щепкин: "Полюби нас черненькими, беленькими нас всякий полюбит".
"Котом Леопольдом" очень легко быть в "хорошее время". Но реальная потребность в политической философии мудрого мультипликационного героя существует именно во времена ссор и конфликтов – во времена, похожие на нынешние.
Давайте попробуем хотя бы на время абстрагироваться от эмоционального накала текущего момента. Давайте попробуем подняться над конфронтационными реалиями сегодняшнего дня и взглянуть на ситуацию стратегически, "с высоты птичьего полета". Что конкретно мы увидим с высоты?
Многое, включая то, кому выгодна эскалация конфликта между Москвой и Киевом, а чьим интересам отвечает скорейшее, пусть даже промежуточное и неполное замирение. С моей точки зрения, к первой группе относятся Соединенные Штаты Америки, а ко второй – Россия, Украина и Европейский союз.
Почему я так думаю? Потому что РФ, Украина и ЕС – это соседи по континенту. И вне зависимости от того, сколько времени политикам из Москвы и Киева и прочих европейских столиц потребуется для нахождения хотя бы подобия общего языка, мы так и останемся самыми близкими соседями.
А попробуйте-ка в течение более или менее длительного отрезка времени побыть в состоянии жесткой ссоры с соседями по лестничной клетке или, еще хуже, с проживающими с вами в одной квартире членами семьи. В теории подобное возможно, а на практике – почти невыносимо.
Конечно, в этом мире есть очень много чего невыносимого. Но тотальная ссора в треугольнике Москва-Киев-Брюссель – это не просто нечто невыносимое. Это нечто невыносимое в квадрате или даже в кубе.
Разумеется, "высокие принципы требуют жертв". Но одними высокими принципами сыт не будешь. Как только у тебя начинает сосать под ложечкой, в голову даже самому принципиальному человеку начинают лезть мысли: ну, принципами я, конечно, поступиться не могу. Но вот не слишком ли узко я эти принципы интерпретировал? Не упустил ли я возможность компромисса, который вполне укладывается в рамки этих самых принципов? В конце концов, даже высокими принципами приятнее гордиться на полный желудок!
Сухой остаток: я не верю, что в отношениях между РФ, ЕС и Украиной в обозримом будущем будет наблюдаться что-то даже отдаленно напоминающее гармонию. Но есть некоторые – подчеркиваю, только некоторые – основания надеяться, что даже "дисгармония" отношений не будет катастрофичной для жизни простых людей.
Если грядущей зимой Украина перекроет транзит российского газа в Европу, то бюргерам в некоторых странах ЕС будет самым банальным образом холодно. А вот заморозить дома жителей США российско-украинский конфликт не может.
У Америки нет стимулов лить воду на костер российско-украинских противоречий. Зато у нее полно стимулов лить туда бензин. Россия – единственная страна, которая способна уничтожить США мощью своего ядерного оружия. Американские внешнеполитические стратеги ни на секунду не забывают об этом факте.
Вот почему суть их геополитической игры в Евразии заключается в том, чтобы сделать Россию "беззубым тигром" и "бывшей великой державой". Долгосрочный конфликт между Россией и ее ближайшей соседкой идеально укладывается в эту схему.
США и ЕС останутся самыми близкими союзниками. А многие политики в Киеве в лепешку расшибутся, стараясь сделать Украину ассоциированным членом этого союза. Но союзничество не означает полного совпадения интересов. Вот почему я страстно верю, что в отношениях между Россией, Украиной и Европейским союзом все-таки есть место принципу "make deal, not war".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции