Группа ученых-членов Научного совета по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию при президиуме РАН под руководством Дмитрия Митяева.
Задача данной аналитической записки — дать общую оценку последствий этой катастрофы для самих стран ЕС, прежде всего Германии как экономического лидера и главного торгового партнера России.
Если (по настоянию американцев) дело дойдет до введения санкций по "иранскому варианту", включая заморозку средств российских госкомпаний и госбанков, а также торговое эмбарго, то эта полномасштабная финансово-экономическая война действительно будет означать катастрофу не только для Украины или России, но и для стран ЕС и Германии, если последние будут участвовать в ней единым фронтом с США. Сами США будут затронуты в гораздо меньшей степени, так как не имеют с Россией значительных торговых или инвестиционных отношений.
Значение России как гаранта стабильности европейского энергорынка
В долгосрочном плане речь идет не о краткосрочных сбоях поставок (которые можно пережить с помощью запасов в хранилищах — до 1/5 годового потребления), но о стабильности европейского энергорынка, а значит, и всей экономики Германии и ЕС. Рассмотрим роль России на этом рынке.
Германия, Франция, Италия и Испания импортировали в 2012 году всего 233,6 миллиарда кубометров (из которых 195 миллиардов кубометров по трубе и 38,8 миллиардов кубометров СПГ).
Из этих 195 миллиардов кубометров доля Газпрома — 57,3 миллиардов кубометров, или 30%.
В Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Белоруссии, Финляндии, Болгарии, Чехии, Словакии доля российского газа в структуре импорта — около 100%. В Турции — 70%, в Греции, Венгрии — по 40-45%. Поставки газа от Газпрома в 2012 году:
Страны Еврозоны потребляют 9,5 миллионов баррелей в день нефти и нефтепродуктов, из которых дефицит внутренний энергоресурсов составляет около 98%, то есть почти все импортируют из внешних источников. Оценочный объем импорта за 2012-2013 годы составляет 370-380 миллиардов долларов в год. Страны ЕС, Норвегия и Швейцария потребляют около 13 миллионов баррелей в день. Общие расходы на потребление нефти и нефтепродуктов — 510-520 миллиардов в год. Внутренний дефицит энергоресурсов в ЕС — 75% с учетом Норвегии, если без Норвегии, то 90-92%. Оценочный объем импорта извне — 380-400 миллиардов с учетом Норвегии.
Общая добыча нефти в Европе покрывает только четверть потребностей европейской экономики и долгосрочно сокращается из-за истощения месторождений:
Норвегия добывает 1,9 миллиона баррелей нефти в день, Англия — 0,9 миллиона баррелей в день. Все остальные европейские страны добывают 0,5 миллиона баррелей в день.
Совокупная добыча падает во многом из-за исчерпания существующих доступных месторождений. Добыча падает последние 15 лет, сократившись в два раза, находясь у минимумов за 30 лет.
Особых ресурсов для наращивания добычи нефти внутри Европы нет.
Потребление нефти тоже падает, как по Еврозоне, так и в целом по Европе. Падение началось в 2006 году и продолжается по сей день. Потребление нефти находится на уровне середины 1980-х годов.
Причины — повышение энергоэффективности экономики, но если брать последние пять лет, то экономики ряда стран ЕС падают из-за сокращения экономики и общей стагнации.
Кто импортирует нефть в Европу?
Зависимость от российской нефти в Европе даже больше, чем от газа. Почти половина всего импорта идет из стран бывшего СССР, из которых примерно 90% приходится на Россию, остальное — на Казахстан, Азербайджан, Туркменистан. Россия в Европу поставляет около пяти миллионов баррелей в день.
Что будет, если допустить перебои в поставках?
Любые проблемы с поставками нефти из России приведут к неизбежному росту цен на энергоносители на десятки процентов и в долгосрочном плане — к коллапсу европейской экономики, так как зависимость от российских энергоносителей составляет более 40%.
Для Европы (без поставок нефти и газа из России) это может означать:
• остановку или серьезные проблемы у более 25-30% электростанций в ЕС;
• остановку или перебои у 50% НПЗ и 60% металлургических компаний;
• гарантированно холодные зимы без отопления для трети населения ЕС (более 100 миллионов человек), если проблема замещения российских поставок не будет решена к следующему отопительному сезону;
• коллапс общественного, частного и коммерческого транспорта (из-за дефицита топлива);
• приостановку большей части химических заводов;
• падение ВВП ряда стран ЕС, которое может исчисляться десятками процентов.
Общий ущерб будет в разы сильнее, чем в кризис 2008-2009 годов, и значительно больше, чем от нефтяного эмбарго арабских стран в начале 1970-х годов.
Это общая предварительная оценка возможного полного эмбарго на поставки российской нефти и/или газа на европейский рынок и/или финансовой блокады со стороны ФРС и ЕЦБ, а также возможного (как это было в случае с Ираном) одностороннего отключения банков России от S.W.I.F.T.
Читайте вторую часть доклада о последствиях введения антироссийских санкций для стран ЕС >>