Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Люку Бессону 18 марта исполнилось 55 лет. Главной и самой необычной чертой его творчества является совершенно непредсказуемое многообразие интересов. Его увлекает то подводный мир ("Голубая бездна", "Атлантида"), то французский андеграунд, то фантастическое будущее, то мумии и птеродактили, то минипуты, то политическая история Мьянмы.
Казалось бы, после ошеломляющего успеха "Подземки" в 1985 году, который целый год был третьим по популярности фильмом, а после — "Никиты" и "Леона", которые захватили весь мир, за Бессоном прочно закрепилась слава певца криминальной романтики.
Но тут он снимает фантастический во всех смыслах "Пятый элемент", потом — историческую "Жанну д’Арк", ловко переносясь из двадцать третьего века в средневековье. Затем надолго теряется в придуманном им лично мире минипутов ("Артур и месть Урдалака", "Артур и война двух миров"). Пускается в невероятные приключения по странам и эпохами вместе с авантюристкой Адель ("Невероятные приключения Адель"). Буквально на следующий год снимает фильм про Аун Сан Су Чжи — опального лидера движения за независимость Мьянмы, первую азиатскую женщину, награжденную Нобелевской премией.
И это не считая фильмов, где Бессон работал как сценарист, и многочисленных продюсерских проектов, которые вообще невозможно хоть сколько-нибудь систематизировать.
Что он придумает дальше — предугадать невозможно.
"Люди часто говорят, что в глубине души я ребенок, — соглашается Бессон. — На самом деле, я думаю, у меня просто есть доступ к моему детству, я его очень хорошо помню. Все мы когда-то были детьми. И это качество нужно уважать".
Надо думать, что человек, который вырос в семье инструкторов по подводному плаванию, все-таки немного отличается от тех, кто провел нежные годы в более традиционном мире. Люк и сам готовился стать аквалангистом, ему помешала травма. Но он нашел выход. Очевидно, кино для него — это мирный способ выплеснуть нерастраченный адреналин, энергию, жажду неизведанного.
"Почему я снял "Подземку"? Зачем я сделал все это подводное безумие в "Голубой бездне"? Зачем я снял этот мрачный фильм "Никита"? Не знаю. Снял и все. Я делаю то, что делаю, потому что хочу этого, потому что я хочу изучать, искать новые вещи", — говорит Бессон.
Но сегодня больше всего Люк Бессон восхищается детскими писателями. Потому что "великие детские писатели… никому не подражали, они не ставили своей целью заработать много денег или навязать какую-то идею. Они просто писали о своих мечтах".
Видимо, все, что делает Бессон — это тоже рассказ о его мечтах. И следить за этим очень увлекательно.