Рейтинг@Mail.ru
"Дубровский" показал, почему умом Россию не понять - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Дубровский" показал, почему умом Россию не понять

© Фото : кинокомпания "Твинди"Съемки фильма "Дубровский" Александра Вартанова
Съемки фильма Дубровский Александра Вартанова
Читать ria.ru в
Современная киноверсия "Дубровского", по мнению Натальи Афанасьевой, получилась очень пушкинской и очень романтической.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

На экраны страны вышел "Дубровский", фильм, снятый по мотивам одноименного "разбойничьего" романа Пушкина. История о благородном мстителе, помещенная в современные российские обстоятельства, заиграла новыми красками.

Старые добрые помещики стали однополчанами-афганцами, лесной разбойник Дубровский – ловким юристом, Маша – девушкой с европейскими либеральными взглядами, а ее жених – племянником губернатора, жадным и циничным менеджером. Однако по сути все осталось, как у Пушкина. По-прежнему "Дубровский" – это история об опасности, которую несет собой власть, о справедливости, о мести, о русском бунте, и главное – о любви. Так было и 200 лет назад и, будет, скорее всего, всегда.

Как известно, Александр Сергеевич Пушкин написал роман "Дубровский", вдохновившись рассказом о белорусском дворянине, который, чтобы отомстить за отца, ушел в леса и стал грабить богатых.

История нашего Робин Гуда, которая могла бы случиться в любой стране мира, обросла у великого русского поэта любовной интригой, буквально шекспировскими страстями, а также размышлениями на тему "тварь ли я дрожащая или право имею".

"Дубровский" мог быть традиционным разбойничьим приключенческим романом, которые в те времена во всем мире сочиняли со страшной силой, Ахматова, например, считала, что Пушкин затеял этот роман ради денег. Но пушкинская наблюдательность, острый ум и, главное, свободолюбие превратили этот довольно проходной сюжет в философское произведение о загадочной русской душе, об отношении русских к свободе, к власти и любви. Вот почему "Дубровский" оказался актуальным. А сейчас, кажется, особенно.

Актер Данила Козловский на премьере фильма Александра Вартанова и Кирилла Михановского Дубровский
"Не тот" Дубровский
Главные герои в картине обрели вполне современные, узнаваемые черты и очень органично вписались в сегодняшний день. Старшие Дубровский и Троекуров служили вместе в Афгане, сейчас они владеют землей на берегу Волги. У Дубровского – фермерское хозяйство, крестьяне, техника, взятая в кредит. У Троекурова – новый русский дворец, такой, как любят нынче богатые: с парадным портретом, белым роялем и сауной. Это не мешает им быть хорошими приятелями, выпивать и охотиться вместе, пока Дубровский-старший не обижается на глупую выходку и не ссорится с Троекуровым, от которого еще и зависит материально. То есть, мы люди бедные, но гордые. Ну а у Троекурова не честь, а понятия, и по его понятиям, боевой друг, который уперся из-за какой-то глупой гордости, – не просто дурак, но и заслуживает хорошей взбучки.

Эти персонажи из бандитских сериалов очень органично вписалась в пушкинскую историю: и благодаря гениальной игре актеров (Дубровского-старшего исполнил Александр Мезенцев, а Троекурова – блестящий Юрий Цурило), и благодаря отличному сценарию (который написали Константин Чернозатонский и Михаил Брашинский). И в этой органичности нет никакого противоречия.

Во все времена власть и деньги проявляли в людях все. Просто когда-то такие люди были дворянами или купцами, сейчас они бизнесмены, чиновники, бандиты, судьи, губернаторы или их племянники. Пушкин на примере Троекурова очень натурально описал, до какого беспредела могут дойти те, кто обладает неограниченной властью.

На другой стороне – бесправный народ, простые люди, которые в одну ночь могут лишиться дома, денег, да и жизни только из-за того, что баре поссорились. На их стороне правда, они за справедливость. Однако в фильме очень ярко и тонко показано, что, в поисках справедливости доведенный до отчаяния, народ, получив козырь (например, отобрав оружие у милиционеров), тоже понимает свою власть как право на беспредел. Он, как помощник Дубровского-старшего, – "мужик хороший, но контуженный".

А дети, дети выросли совсем другие – новое, незнакомое племя. Они образованные, владеют языками, они вкусили в своих лондонах свободы и всяких вредных "либеральных ценностей". Владимир Дубровский – красавчик-юрист, Маша окончила британский колледж и приехала домой подумать, чем бы таким заняться, чтобы получать удовольствие от дела. Для этого поколения жизнь их отцов, все эти молотилки и грязь по колено и помпезная безвкусица нувориша – это другая планета. Причем довольно враждебная. И не только эстетически; эти молодые люди по-другому смотрят на мир, у них иные ценности. Они удивляются, когда видят несвободу, их унижает неравенство, они искренне потрясены, когда понимают, что человеческая жизнь здесь не стоит ничего.

Благородный разбойник Дубровский сегодня пытается воевать юридическими методами. Кажется, что у него все должно получиться. Зрители до самого финала надеются, что трагедия обернется в этот раз авантюрным приключением с переодеванием. И у хороших героев, так обаятельно разыгранных молодыми артистами Данилой Козловским и Клавдией Коршуновой, все будет хорошо, потому что они умные, красивые, честные, они понимают, что происходит вокруг, и плевать хотели на деньги и комфорт (хотя бы потому, что понятия не имеют, как жить без этого).

Но все закончится так, как всегда. Потому что, как говорит один из мужиков из банды Дубровского, "в России не бывает без крови". И хрупкая, выросшая в Европе девочка Маша, которая должна выбирать между отцом и возлюбленным, тоже останется обычной русской женщиной, которая генетически знает, что "кровь гуще воды".

Но самая отчетливая мысль, которая звучит в фильме даже ярче, чем в романе, заключается в том, что умом Россию не понять просто потому, что в основе всего здесь лежит иррациональное чувство, которое называется любовь. Здесь все происходит во имя любви: ссоры, убийство, предательство, обман. Здесь все завязано на какие-то личные отношения, даже если речь идет о коммерческом проекте. Здесь даже самый хладнокровный и расчетливый герой, Машин жених Ганин (в фильме он поменял фамилию, возраст и характер) теряет голову от страсти, хоть и не забывает о процентах. И для Дубровского любовь сильнее мести.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала