Материал подготовлен редакцией ИноСМИ специально для раздела РИА Наука >>
Стефано Маджолио (Stefano Maggiolo)
Несколько лет тому назад я впервые отправился в Испанию, и меня, как и многих, поразило то, насколько поздно там принято ужинать. В первый вечер я ужинал в ресторане в 8 часов почти в полном одиночестве, когда люди только начинали приходить. Конечно, это объясняется в основном особенностями культуры, но вполне понятно, что закат солнца, происходящий в Испании позднее обычного, тоже сыграл свою роль.
В настоящий момент время приближается к зимнему солнцестоянию, и закат в Мадриде происходит примерно в 17 часов 55 минут, то есть примерно на час позднее, чем, скажем, в Неаполе, хотя оба города находятся приблизительно на одной широте. Такая же разница наблюдается и во время летнего солнцестояния, да и на протяжении всего года тоже. Эта ситуация существует почти во всех местах, где я бывал, и поэтому время Неаполя кажется мне более естественным, как и большинству людей не из Испании. Но правильно ли это?
Почему некоторые страны вынуждены идти на такие несоответствия? Единственный способ назначить территории каноническое время, соответствующее нашим основным представлениям, это зафиксировать тот момент, когда солнце находится в зените, и сказать, что сейчас 12 часов дня. Однако это нецелесообразно как минимум по двум причинам.
Во-первых, у дневного времени неодинаковая продолжительность: современный календарь компенсирует этот недостаток, позволяя полдню немного смещаться на протяжении года. Например, полдень в Неаполе смещается с 11:47 в начале ноября на 12:17 в начале февраля. Разницу между солнечным полднем и часовым полднем прекрасно объясняет так называемая аналемма, снимок с экспозицией, делаемый раз в несколько дней, когда на часах полдень. Аналемма показывает, как солнце в разные сезоны смещается на небе не только по высоте (север-юг), но и в направлении восток-запад в точном соответствии с разной продолжительностью дневного времени.
Еще важнее то, что у каждого города, расположенного на немного отличающейся долготе, соответственно немного другое время. Кажется странным, что системы времени с такой огромной проблемой имеют практическое применение, однако до промышленной революции люди путешествовали настолько редко и настолько медленно, что данная проблема причиняла лишь небольшое неудобство. Но в сегодняшнем мире (физическом и виртуальном), где расстояния перестали быть преградой, это уже не неудобство, а неприемлемая ситуация.
На самом деле, если мы признаем, что две эти проблемы необходимо решать, то естественным решением станет ныне действующая система часовых поясов. Прямым следствием этого является то, что в западной части часового пояса солнце встает и садится позднее, нежели в восточной. Обычно эта разница составляет максимум полчаса в любом из направлений, но человеческая география порой приводит к более существенным различиям. Чтобы в Испании было такое же время, как и в Центральной Европе, разница может превышать 90 минут. Китай вместо этого решил в 1949 году ввести единый часовой пояс, разместив его центр на более богатом востоке, в связи с чем слабо заселенному западу пришлось мириться с неудобным временем. На самом деле, люди в самом западном Синьцзян-Уйгурском автономном районе живут по времени, больше совпадающему с их естественным светлым временем суток, которое отличается от пекинского на два часа (правда, официально это не признается).
Оригинал публикации здесь