САМАРА, 28 фев — РИА Новости, Екатерина Низамова. Знаменитый самарский врач Нестор Постников родился 28 февраля 193 года назад. Доктор трудился в Германии, Великобритании, Швейцарии, Москве и Санкт-Петербурге, но всемирная известность его настигла именно на самарской земле. Здесь он открыл первую в мире кумысолечебницу, в которой помогал сотням людей избавится от чахотки.
Все новости региона читайте на РИА Новости Самара >>
Найти панацею в память о матери
Нестор Постников родился в 1821 году в купеческой семье Воронежской губернии. Мальчик с детства мечтал стать врачом. Во многом будущую профессию Постникова предопределил недуг матери, которая долго и мучительно болела туберкулезом, от которого в итоге и скончалась. После окончания школы Нестор Васильевич поступил в Московский университет и получил диплом врача.
Постников трудился врачом-терапевтом, а также работал на кафедре физиологии родного вуза. В 1848 году молодому доктору была присвоена ученая степень за диссертацию о применении эфира при операциях. После успешной защиты Постников отправился путешествовать по Европе. Доктор посетил Швейцарию, Великобританию и Германию, где прошел стажировку и встречался со многими именитыми врачами.
При этом Нестор Васильевич не отказался от своей главной идеи – найти панацею от туберкулеза. Немного позже, когда его перевели на работу в Самаре, он узнает о народном средстве от чахотки – кумысе.
"В те годы подобный вид лечения не был поставлен на научную основу. Те, кому позволяли средства, могли купить целебный напиток у киргизов, которые разводили лошадей. Киргизы жили в кибитках в степях Поволжья, и добраться до их лагеря было довольно проблематично", — говорит самарский краевед Александр Завальный. Фактически кумысолечение находилось в девятнадцатом веке в первобытном состоянии. Терпя различные неудобства, больные чахоткой и другими недугами вынуждены были нанимать кибитки или жить некоторое время рядом с лагерями киргизов в степи Поволжья, чтобы приобрести кумыс.
Кумыс ради любимой
В 1856 году Постников переехал из Санкт-Петербурга в Самару. Один из его больных пошел на поправку после лечения кумысом в Поволжье. Доктор решил изучить удивительную методику и перевелся на должность старшего врача одной из самарских больниц. В столицу губернии он приезжает со своей супругой-англичанкой, фрейлиной королевы Виктории – Мэри Дженн Веллингс. С возлюбленной доктор познакомился, когда находился в командировке в Великобритании.
Мэри, как и мать самого Постникова, была больна туберкулёзом. Постников помогал избавиться леди от недуга. Пока длилась терапия, между ними начался роман. Доктор сделал Мэри Дженн предложение и привез ее в Санкт-Петербург, где они обвенчались.
"Постников и Мэри были наслышаны о самарском крае. Королева Великобритании и ее двор узнали о Самаре благодаря муке, которая была изготовлена из самарской пшеницы-белотурки. В те времена она считалась лучшей в Европе. Королева регулярно ела на завтрак булочки, выпеченные из этой муки. Кроме того, англичане участвовали в открытии Тимашевского сахарного завода, который и сейчас находится под Самарой, и наш край считался успешным для ведения бизнеса", — рассказывает Завальный.
Именно в Самаре Постников загорелся идеей создания кумысолечебницы, поскольку город был приспособлен для этого как нельзя лучше. Самарская губерния считалась комфортным местом для реабилитации больных туберкулезом из-за близости Жигулевских гор. Природа самарского края и чистый горный воздух способствовали оздоровлению. Кроме того, в степных районах можно было приобрести кобылиц и готовить кумыс.
В реализации новаторского для медицины проекта врачу помог самарский губернатор Константин Грот. Он выделил доктору землю для открытия лечебницы. Кумысолечебница располагалась неподалеку от города, в Винном овраге. Сначала она представляла несколько бараков, где размещались пациенты, и пастбище, но спустя год она превратилась в большое трехэтажное здание, в котором располагались пансионат, столовая и контора.
Постников приобрел лошадей лучших пород. Нанял на работу башкиров, которые знали толк в производстве кумыса. Их юрты расположились рядом со зданием лечебницы. Для лошадей было обустроено пастбище и вырыт пруд, где животные могли утолить жажду. После надоя кобылье молоко взбивали в мастерской с помощью специальной машины с большим колесом. Хранили целебный напиток в погребе, обложенном камнями.
Санаторий мирового масштаба
Кумысолечебница быстро стала популярна среди российских и европейских аристократов. Помимо целебного кобыльего молока пациентам предлагались оздоровительные ванны, русская баня и лечебная гимнастика. Для больных организовали досуг – они гуляли по прилегающему парку, ловили рыбу, катались верхом.
Терапия с помощью кумыса была вполне эффективной. В своей книге, посвященной этому методу лечения, Нестор Постников описал действие напитка на организм пациентов. По его словам, у больных усиливался обмен веществ, улучшалось пищеварение, дыхание становилось реже и глубже. Лечение способствовало повышению иммунитета и уровня гемоглобина в крови. При легочном туберкулезе на средней или ранней стадии доктор отмечал высокие шансы на излечение.
Среди именитых гостей кумысолечебницы был Лев Толстой, который любил гулять с Постниковым и любоваться красотами волжских склонов. Писатель посещал лечебницу несколько раз — в 1862, в 1871 и 1872 годах. Приезжал на лечение к Постникову его приятель, художник Василий Суриков. Он написал несколько пейзажей волжских красот и Самары. Бывали здесь и великие князья. Ставший знаменитым самарский доктор поставил на ноги великую княгиню Марию Николаевну Романову. Она долгое время лечилась от недуга за границей, но на поправку пошла только в кумысолечебнице Постникова.
"Кумысолечебница пользовалась большим успехом среди российской аристократии и среднего класса. Иван Мечников посетил здравницу Постникова и дал ей высокую оценку. Он сказал, что это одно из лучших лечебных заведений Европы с прекрасным медперсоналом", — рассказывает краевед Завальный.
При этом цены на лечение у Постникова были относительно доступными. Одна бутылка кумыса стоила 15 копеек. Для полного курса лечения больному требовалась 200-300 бутылок. Размещение в кумысолечебнице на месяц стоило 10 рублей серебром (для сравнения, примерно в это время крестьянский оборок составлял 9 рублей в год). В среднем курс обходился около 80 рублей.
Самарский кумыс для Ниццы и Парижа
С каждым годом в лечебницу Постникова приезжало все больше пациентов. В конце XIX века здесь лечились по 250 человек за сезон, а самарский кумыс регулярно поставлялся на знаменитые курорты Западной Европы. Его продавали на Кипре, в Париже, Ницце и Висбадене.
В пожилом возрасте Нестор Постников стал терять зрение. Смерть любимого сына Сергея подкосила врача. В 1907 году он полностью ослеп, его здоровье сильно ухудшилось. В 1913 году самарского врача не стало. По воспоминаниям современников, до самой смерти в 93 года он был в ясном уме — даже на смертном одре, например, сам измерял свой пульс.
Доктора похоронили на кладбище возле Николаевского мужского монастыря, который был разорен и разрушен в тридцатых годах XX века. Сейчас от его комплекса остались только ворота.
После начала войны спрос на лечение кумысом упал. Сын доктора Сергей Постников, который в 1905 году стал городским головой Самары, покинул губернию сразу после революции. Кумысолечебница осталась без грамотного управленца. В 1919 году здание и территорию лечебного учреждения Постникова национализировали большевики. Сейчас сохранилось одно из зданий бывшей кумысолечебницы. В нем также располагается один из корпусов регионального туберкулёзного диспансера, который получил имя Постникова.
В конце XIX века в Самарской области насчитывалось более 10 кумысолечебниц, но сейчас в регионе нет ни одной. В советское время производство кобыльего молока в регионе хотели возобновить, но товар не пользовался спросом.
Еще при жизни врача овраг, где находилась кумысолечебница, в народе стали называть Постниковым. Но после революции он получил другое наименование.
"Это место стали самовольно застраивать переселенцы. Поэтому в народе он получил название "Овраг самовольщиков", или "Овраг подпольщиков". Однако в 1935 году местные власти сделали это название официальным. По их мнению, наименование "Овраг подпольщиков" имело некую революционную окраску, хотя это было не так", — рассказывает Александр Завальный.
Самарские историки в конце 90-х годов впервые заговорили о том, чтобы вернуть месту историческое название. Они попросили городские власти переименовать остановку общественного транспорта в "Постников Овраг". Историческое решение было принято только спустя 10 лет. С 2007 года район восстановил свое прежнее имя – "Постников овраг".