МОСКВА, 26 фев — РИА Новости, Елена Чишковская. Государственный академический симфонический оркестр России имени Светланова под управлением Владимира Юровского сыграет программу, которую составили "Экклезиастическое действо" Бернда Алоиса Циммермана и "Немецкий реквием" Иоганнеса Брамса, 5 марта в Концертном зале имени Чайковского, сообщил РИА Новости худрук коллектива Владимир Юровский.
В вечере также примут участие солисты — сопрано Миа Перссон и бас-баритон Дитрих Хеншель, актеры Евгений Цыганов и Андрей Семенов, хор Академии хорового искусства имени Попова и Ансамбль старинных инструментов Alta Capella.
По словам Юровского, программа вечера будет хоть и мрачной, но необычной и концептуальной. Ее смысловой центр составили два сочинения немецких авторов, объединенные использованием одного литературного первоисточника — ветхозаветной "Книги Екклезиаста, или Проповедника".
Дирижер признался, что "Экклезиастическое действо" Циммермана для двух рассказчиков, баса и симфонического оркестра — очень дорогое для него сочинение. В конце 1980-х годов оно прозвучало в Москве в рамках дней культуры ФРГ, и произвело на него, тогда студента Мерзляковского училища, огромное впечатление. "Там использованы два текста, — отметил дирижер. — Один — "Легенда о Великом инквизиторе" Достоевского из "Братьев Карамазовых", а второй — фрагмент из Книги Екклезиаста, цитату из него Циммерман вынес в подзаголовок сочинения: "И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем".
Юровский поведал, что сочинение имеет драматическую предысторию. Оно было создано в 1970 году по заказу города Киля во время подготовки к мюнхенской Олимпиаде 1972 года. По мысли заказчиков, оно должно было отражать идею Олимпийских игр.
"Циммерман написал произведение глубоко пессимистическое и трагическое, — пояснил Юровский. — В нем и в самом деле есть отсыл к спорту: актеры должны занимать определенные позы (низкий и высокий старт у бегунов, прыжки вверх и так далее). Но все это сделано с крайним сарказмом и иронией, потому что Циммерман видел в современных Олимпийских играх их глянцевую коммерческую сторону и способ отвлечения людей от истинных проблем современности, для которых он не находил разрешения".
"Экклезиастическое действо" стало творческим завещанием композитора — завершив сочинение, через пять дней Циммерман покончил с собой. Премьера состоялась осенью 1972 года — после трагических событий на Олимпийских играх, во время которых погибла вся израильская команда.
Юровский подчеркнул, что для него в любом исполнении всегда важна содержательная сторона, которая должна быть доступна для публики. Поэтому вокальная партия будет исполняться на немецком, а актеры будут читать текст по-русски. Именно так станет понятен смысл: Дьявол и Мессия спорят за душу страдающего человека, но в итоге оба оставляют его в темноте. "В музыке же происходит своего рода символ самоубийства, — раскрыл суть музыкальной драматургии дирижер. — После того как медная духовая группа играет цитату из хорала Баха "С меня довольно", звучит что-то наподобие выстрела. На этом сочинение обрывается".
Музыкант добавил, что солировать в сочинениях Циммермана и Брамса будет немецкий бас-баритон Дитрих Хеншель. "Это абсолютный кандидат в Книгу рекордов Гиннеса, потому что он способен выдержать невероятный спектакль, выматывающий душу, тело и голос в Циммермане, а потом еще петь Брамса, нуждающегося в тончайшем пении. Но Хеншель это блистательно делает", — заверил глава Госоркестра.
Он также отметил, что в концерте прозвучат еще Два мотета из сборника "Псалмы Давида" Генриха Шютца, одного из любимых композиторов Брамса. В них также используются тексты, которые вошли в "Немецкий реквием".