Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
При должных инвестициях в техническую составляющую метрополитена подобные аварии можно свести к минимуму. Но уязвимость московского метро это не уменьшит, потому что настоящая проблема метро – не в изношенности технического оборудования и не в перегруженности пассажирами, а в его геометрии.
Только изменив радиально-кольцевую геометрию метрополитена на сетчатую, можно избежать коллапса столичной подземки в обозримом будущем.
История геометрии
Когда метро проектировалось, всем казалось совершенно естественным, что его схема повторяет кольца и радиусы наземных транспортных артерий Москвы, сложившихся исторически.
Сомнения в этом принципе росли по мере роста населения столицы. Первым встал в пробках наземный транспорт. Его потоки пытались регулировать разными способами, и самым действенным оказался экономический, который сейчас ускоренными темпами внедряется в жизнь.
Поездка на персональном авто в центр становится нерентабельной, а платные парковки уже перешагнули через Садовое кольцо и рано или поздно дотянутся до МКАД.
К метро этот способ не применим. Личный автотранспорт имеет альтернативу в виде метро, а метрополитену альтернативы нет.
Всем уже ясно, что радиально-кольцевая геометрия метрополитена превращает любой технический сбой с одним поездом, на одной станции метро, или на одном перегоне между двумя станциями в масштабный тромб, парализующий работу целых веток. В последнее время подобные сбои явно участились.
Выход из ситуации вроде бы на виду. Надо коренным образом перестроить геометрию метро. В идеале – превратить сеть метро в нечто подобное сети интернета, где сигнал, натыкаясь на локальный блок, в ближайшем узле сети сворачивает на другой путь и легко обходит тромб по параллельному маршруту.
Но возражения против такой перестройки метро тоже очевидны. Это ж сколько новых тоннелей надо рыть! Сколько новых станций строить, в разы больше, чем их сейчас! Сколько это займет времени и, наконец, сколько миллиардов, а то и триллионов это будет стоить!
Нет, это нереально. По крайней мере, сейчас. Когда-нибудь потом — возможно. Но сейчас ни один городской бюджет такого не выдержит. Сейчас мы продолжаем удлинять ветки и таким образом увеличиваем число пассажиров, попадающих в метрополитеновские пробки. На это сил и средств достаточно.
Время кроить
Рано или поздно геометрию столичного метро придется переделывать. Чем раньше это начать, тем раньше мы с этим закончим. И что сейчас мешает этому?
Нет таких денег и таких производственных мощностей сейчас? Но сразу все деньги и все мощности не понадобятся, дело это не быстрое. Наверное, не все нынешние москвичи знают, что Третье транспортное кольцо начали проектировать еще в середине 1960-х. Не начали бы тогда, его не было бы до сих пор.
Есть, конечно, вероятность, что планы по коренному изменению географии московского метро существуют, но пока они секретные. А для пущей секретности озвучиваются планы превращения московской кольцевой железной дороги в еще одно кольцо общественного транспорта (со всеми сопутствующими проблемами радиально-кольцевой транспортной системы). Только от кого эта секретность, от москвичей?
Как раз москвичей надо привлечь к обсуждению новой географии их метро в первую очередь. Кто как не они знает откуда, куда и на чем им удобнее будет ехать. В ходе обсуждения могу возникнуть альтернативы подземке, например, в виде надземного метро на эстакадах. У него есть свои плюсы и минусы, например, шум.
Пусть полная перестройка географии столичного метро займет десятилетия, но в любом случае ее пора начать. Жизнь через 10, 20 и даже 50 лет в Москве не закончится. Какой она будет тогда, во многом определяется сегодня.