МОСКВА, 17 фев — РИА Новости, Елена Чишковская. Цикл просветительских концертов Государственного академического симфонического оркестра России имени Светланова "Истории с оркестром. Дирижирует и рассказывает Владимир Юровский", который пройдет в Концертном зале имени Чайковского с 8 по 10 июня, будет посвящен древнегреческому мифу о Прометее, рассказал РИА Новости художественный руководитель коллектива Владимир Юровский.
Предстоящий цикл продолжит линию трех вечеров "Владимир Юровский дирижирует и рассказывает", которые прошли в зале Чайковского в июне 2013 года и имели большой успех у публики. Востребованность просветительских концертов дирижер объяснил тем, что при явном "перегрузе" информацией людям сегодня не хватает живого общения друг с другом.
"Концерты классической музыки в их устоявшейся форме зачастую анонимны: ни автора произведения, ни исполнителя с его отношением к исполняемой музыке нередко невозможно прочувствовать из-за многослойной брони концертного "этикета", формы представления сочинений публике, — поведал Юровский. — Мы и попытались дать почувствовать — живую музыку живых людей, переданную бережно "из рук в руки" от исполнителей к слушателям, — не впадая при этом ни в сухой академизм, ни в "сюсюканье".
Юровский признался, что после прошлогодних концертов ему сразу же захотелось повторить опыт, "но копнуть на этот раз больше вглубь, чем вширь". И если год назад у каждого из трех концертов была своя собственная тема, то сейчас все три концерта объединены мифами и легендами, связанными с героем древнегреческой культуры — титаном Прометеем.
По словам музыканта, этот персонаж актуален во все времена, хотя угол зрения на его поступки и их мотивы менялся в зависимости от эпохи.
"Вот и интересно будет проследить на примерах произведений музыки, литературы и театра, созданных между VIII веком до н. э. (сочинения Гесиода — самый ранний источник о Прометее) и 1968 годом (опера Карла Орфа по драме Эсхила — самое позднее сочинение в программе нашего фестиваля), как изменялось отношение к Прометею и его действиям, а также задуматься, почему это происходило, и попытаться понять, чем является Прометей для нас сегодняшних", — пояснил маэстро.
Дирижер добавил, что из многих сотен музыкальных произведений, связанных с этим мифом, за три дня будет исполнено далеко не все — ведь только в XX веке к истории о Прометее обращались как минимум 74 композитора.
"За три дня фестиваля мы покажем от силы десяток произведений, но и это немало, а главное, что многие из выбранных нами сочинений публике будут знакомы в лучшем случае понаслышке, — отметил Юровский. — И если концерты нынешнего года захватят ее так же, как и предыдущая серия, то у слушателей должен появиться стимул к самостоятельному исследованию данной темы, а это-то я и разумею главной целью своей работы".