БЛАГОВЕЩЕНСК, 17 фев — РИА Новости, Светлана Майорова. Ледяной панцирь Зеи толщиной около метра в понедельник был распилен по ширине всей реки в рамках масштабный учений подразделений Дальнефтепровода в Амурской области, которым было необходимо перехватить условный поток нефти в зимних условиях из-за порыва на участке "Восточная Сибирь — Тихий океан" (ВСТО-2). Успех в таком деле, как отлов нефти, обеспечивает российское ноу-хау — апельсины.
"Дальнефтепровод" входит в систему Транснефти и занимается эксплуатацией второй части магистрального нефтепровода ВСТО (от Сковородино до Козьмино), которая была запущена в работу более года назад. ВСТО-2 пересекает 145 водных объектов, 41 их них это крупные реки. На случай нештатных ситуаций (чисто теоретически, как неизменно уточняют сотрудники Дальнефтепровода) учения проводятся "по-взрослому" — как если бы это произошло в реальности.
"Пятница, 13"
Местом проведения масштабных действий был выбран участок реки в районе детского лагеря Бардагон (Свободненский район). Основная проблема, условно возникшая в этот день на ВСТО-2, это утечка нефти на одном из подводных переходов нефтепровода. Однако сценарий учений писался на манер "Пятницы, 13", поэтому "красная сигнальная лампочка" загорелась для всех структур.
Самое малое, что пришлось сделать, к примеру, пожарной бригаде, это ликвидировать возгорание, после того, как треснул топливно-заправочный шланг. Потом один из участников ликвидации ЧС поскользнулся на льду реки и "сломал" руку, пожарным пришлось оказать помощь. Позже загорелась нефть.
Как сообщил РИА Новости старший мастер группы эксплуатации воздушных линий и электрохимической защиты, они также получили вводную.
"Трубу от коррозии защищает не только явный барьер между ней и грунтом, но и катодная поляризация. У металла есть потенциал катодной защиты. Ну, если понятнее, то на трубу "наводится" отрицательное напряжение, где-то около минус одного вольта. Скорость коррозии при этом снижается. По легенде у нас тоже возникла проблема — скажем так, сбой катодной защиты", — сообщил собеседник.
Поперечное сечение
Процесс "отлова" вещества в условиях амурских морозов, когда нефтяное пятно проходит подо льдом, заметно отличается от действий в теплое время. По легенде в магистральном нефтепроводе в месте пересечения реки Зея понизилось давление. Это может означать утечку "черного золота". В первую очередь должны сработать задвижки, установленные на всем протяжении трубы.
Щедрые на ЧС сценаристы учений добавили проблем и здесь — задвижка не сработала. Поэтому одним из объектов учений стал также и узел запорной арматуры. В данном случае он установлен на подходе трубы к реке.
Параллельно техника и люди стягиваются к месту, выбранному в качестве финиша на пути "земляного масла". Как сообщил РИА Новости главный инженер РНУ Белогорска Данир Ахмеров, по легенде нефть подойдет к точке через восемь часов. За это время людям необходимо рассечь толстый панцирь реки по всей ширине, чтобы установить боны.
"Мы прорезаем майну (полынью — ред.) шириной около 15 сантиметров. Толщина льда около метра. Производительность трактора с ледорезом около 800 метров в час, так что в нужные сроки укладываемся. Реку нужно перегородить полностью, чтобы исключить пропуск нефти дальше. Вся заградительная система работает с учетом того, что нефть легче воды", — пояснил собеседник.
В освобожденный ото льда участок устанавливаются боны, задача которых направлять вещество в нефтесборщик. Причем делается это с некоторым поперечным смещением, это снижает сопротивление течения реки. Чтобы боны не унесло, вдоль всей майны прорезаются углубления для железных опор, а их понадобилось более трехсот.
Специальные металлические "грузила" бонов создают подо льдом барьер с желобом в нижней его части. Таким образом нефтяному пятну задается направление в сторону специального резервуара временного хранения на берегу. Из него собранное топливо закачивается обратно в резервную нитку нефтепродуктопровода.
Плывут по реке апельсины
Успех в таком деле, как отлов нефти, обеспечивает правильный расчет – где ее ловить и через какой промежуток времени она достигнет выбранной точки. Инженер отдела эксплуатации нефтепровода РНУ Белогорска Дмитрий Жильцов, поделился с РИА Новости российским ноу-хау по определению таких рубежей.
"У каждой реки свою русло, своя скорость течения, поэтому важно выбрать нужную точку для установки заградительного барьера. Для этого в реку выливают специальные безопасные имитаторы нефти, но есть способ дешевле и не менее эффективный. Мы пускам по рекам апельсины и отлавливаем их ниже по течению, фиксируя время пути", — пояснил инженер.
По его словам, для эксперимента обычно хватает 30 цитрусовых. По плавучести и скорости перемещения по воде они сходны с нефтью.
Специалисты "Дальнефтепровода" в вопросе безопасности заверяют, что для наблюдения за объектом используются современные технологии. Имеется система контроля сейсмических воздействий, которая позволяет своевременно остановить прокачку нефти на сейсмически нестабильном участке.
У Дальнефтепровода своя служба пожарной охраны, которая есть на каждой нефтеперекачивающей станции. В пожароопасный период они заняты в тушении лесных пожаров в опасной близости объектов ВСТО-2.
Масштабные учения позволяют формировать нештатное аварийно-спасательное формирование (НАСФ). Его задача — обеспечить локализацию и ликвидацию последствий возможных аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.