Рейтинг@Mail.ru
Гендиректор премии "Золотая Маска": наш театр в хорошей форме - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Гендиректор премии "Золотая Маска": наш театр в хорошей форме

© Фото : Дмитрий Дубинский/предоставлено пресс-службой фестиваля "Золотая Маска"Генеральный директор "Золотой маски" Мария Ревякина
Генеральный директор Золотой маски Мария Ревякина
Читать ria.ru в
В преддверии 20-й церемонии вручения премии "Золотая маска" генеральный директор смотра Мария Ревякина рассказала о самых популярных, новых и юбилейных программах, а также о работе экспертов и жюри конкурса.

Главную национальную театральную премию "Золотая Маска" в этом году будут вручать в 20-й раз. О самых популярных, новых и юбилейных программах смотра, о работе экспертов и жюри в интервью РИА Новости рассказала генеральный директор "Золотой Маски" Мария Ревякина. Беседовала Наталия Курова.

- За 20 лет многое изменилось в стране и в жизни российского театра. Верна ли сегодня "Золотая Маска" целям и задачам, поставленным ее создателями?

— Главным стержнем изначально и сейчас для нас является конкурсная программа и возможность показать лучшие образцы сценического искусства широкому зрителю. За это время появились новые программы, добавились номинации, возросло число претендентов на премию. В этом году у нас рекордное количество номинантов — 170. В каждом сезоне обязательно появляются новые имена, интересные спектакли, экспериментальные работы, которые становятся темой для широких дискуссий. Так что главное для нас — это конкурс и организация работы экспертных советов и жюри.

- Часто высказываются претензии к выбору экспертных советов и решению жюри. Как вы формируете эти группы и насколько они независимы в своих решениях?

— В руках экспертных советов самое важное — создание фестивальной программы. И с каждым годом работы у экспертов, а это два состава — по музыкальному театру и по драме, прибавляется. Для отбора номинантов на нынешний фестиваль было отсмотрено 767 спектаклей по всей России. В состав экспертных советов, как правило, входят опытные театроведы и молодые критики, москвичи, петербуржцы и представители регионов. Стараемся соблюдать в этом смысле баланс. По положению ежегодная ротация советов должна составлять одну треть, а мы обновляем на 90%, а то и на все 100%. Составы согласовываются с министерством культуры России и утверждаются секретариатом Союза театральных деятелей РФ (СТД).

Решения принимаются открытым голосованием. А что касается независимости, то никто не может оказать на них давления. Дирекция "Золотой Маски" — это организация менеджеров. Наша задача — обеспечить нормальные условия для полноценной работы экспертных советов: проезд, гостиницы, просмотр спектаклей и так далее. Не мы, а сами эксперты готовят программу фестиваля, за которую полностью отвечают.

- А что касается жюри?

— Задача жюри, а у нас также существует два состава — музыкальное и драматическое, еще сложнее. Члены жюри регулярно собираются и скрупулезно обсуждают просмотренные спектакли, но само решение здесь уже принимается тайным голосованием.

- В последнее время резко изменилось соотношение представительства в фестивале столиц и провинции. В чем здесь причины, на ваш взгляд? Возможно, это принципиальное решение организаторов "Золотой Маски" — больше внимания уделять театральной глубинке. Или на самом деле так возрос уровень провинциального театра?

— И то, и другое. Эксперты сознают необходимость просматривать работы театров во всех регионах России и не терять из виду интересные работы провинциальных трупп. Мы, в свою очередь, звоним в театры, просим сообщать о премьерах, интересных постановках, новых режиссерах и информируем об этом экспертов. В последние годы критики много ездят по стране, участвуют в региональных фестивалях, таких, например, как "Реальный театр", "Сибирский транзит", где можно сразу познакомиться с работами многих провинциальных театров.

Опера Евгений Онегин в постановке Андрия Жолдака
Михайловский театр покажет две "режиссерские" оперы на "Золотой Маске"
Но, с другой стороны, сегодня в регионах действительно есть чем гордиться. В провинцию приехали молодые режиссеры, закончившие столичные вузы, интересно показавшие себя, их работы, порой, задают тон в театральной жизни. Кроме того, повысилась заинтересованность самих провинциальных театров, которые серьезно и увлеченно работают с новыми текстами, пробуют сотрудничать с молодыми режиссерами и художниками, разрабатывают новый театральный язык. 

Не только театры из регионов стремятся принять участие в московском смотре, но и сама "Золотая Маска" уже несколько лет проводит выезды в регионы.
Да, после окончания фестиваля в Москве, мы выезжаем с лучшими спектаклями в разные города страны. В этом году отправимся в Липецк, Архангельск, Череповец, Южно-Сахалинск, Ульяновск, Псков и страны Балтии. Этот проект "Золотой Маски" "Лучшие спектакли в городах России и странах Балтии" существует почти 15 лет. Это творческая воздушно-капельная инфекция, которая распространяет новые идеи и в этом случае очень полезна. А по отношению к зрителю она позволяет выполнять важную просветительскую миссию. Кроме того, мы никогда не продаем билеты в регионах — этим занимаются местные театры, на сценах которых идут спектакли, поэтому вся выручка остается у них. То же происходит и в странах Балтии.

- Практически каждый год "Золотая Маска" представляет новые программы и вносит изменения и в кульминационное событие — церемонию вручения премии. Какие программы за это время оправдали свое существование, а какие, может быть, оказались нежизнеспособными?

— Кроме конкурсной и региональной, о которых я сказала, в полной мере оправдала себя внеконкурсная программа "Маска Плюс". Мы начали проводить ее пять лет назад. В рамках этого проекта мы можем показать спектакли, представляющие интерес, рекомендованные экспертами, но не форматные для основного конкурса. Это могут быть работы студентов, молодых режиссеров, спектакли, созданные на основе ультрасовременных текстов.

Программа "Новая пьеса" проводится нами совместно с Театром.doc, поскольку они с этим материалом работают постоянно. В рамках "Новой пьесы" идут спектакли, а также проходят семинары, дискуссии со зрителями, мастер-классы, драматургический Конкурс конкурсов. Большой популярностью пользуются проекты "Премьеры Мариинского, Александринского, Малого драматического театра в Москве".

- А что нового появится в репертуаре "Золотой Маски" в юбилейном сезоне?

— В этом году мы начинаем проект "Контекст. Актуальные зарубежные спектакли". В рамках этой программы мы планируем показ зарубежных спектаклей, которые знакомят с современным сценическим языком и разными направлениями театрального искусства. "Контекст" — небольшая программа, предполагаем, что она будет состоять из двух-трех спектаклей, которые будем привозить в сотрудничестве со странами, представляющими эти работы. В рамках "Контекста" могут быть представлены разные жанры — балет, опера, драма. Все зависит от того, что интересного появится за сезон и в какой области. На нынешней афише "Контекста" — три названия. Это Atomos — спектакль Random Dance Company в постановке Уэйна Макгрегора, которого называют хореографом будущего; программа одноактных балетов Los Angeles Dance Project — молодой компании Бенжамина Мильпье — включающая постановки Форсайта, Каннингема и самого Мильпье, и спектакль израильской танцевальной компании L.E.V.

© Фото : Ravi Deepres/Фестиваль "Золотая Маска"Atomos. Wayne McGregor| Random Dance, Лондон, Великобритания
Atomos. Wayne McGregor| Random Dance, Лондон, Великобритания

- А для детей у "Золотой Маски" что-нибудь есть?

— Специально для детской аудитории мы создаем проект Детский Weekend. Он пройдет с 14 по 16 марта — до начала школьных каникул, во время которых будет уже сложно с арендой театральных площадок. Привезем детские постановки из регионов. Это единственная программа "Золотой Маски", где будут показаны не только новые спектакли, но и лучшие работы прошлых лет. Дело в том, что не так много в репертуаре наших театров достойных детских спектаклей.
Вопросами, связанными с детским театром, отношениями театра и школы занимаемся и в рамках нашего нового проекта, открывшегося в прошлом году. Это Институт театра, который мы задумали и проводим вместе со Школой театрального лидера и Центром им. Мейерхольда.

Символ Национальной театральной Премии и фестиваля Золотая маска
Объявлены номинанты премии "Золотая Маска"-2014
Институт театра — наш инновационный проект, цель которого не только в исследовании феномена современного театра, но и в его интеграции в общественную жизнь.

Сейчас же начал работать Класс театральной критики, в этом году посвященной критике балетной. Куратор этой лаборатории Анна Гордеева. Было отобрано 28 ребят, которые хотят научиться писать о балете. Надо сказать, что желающих заниматься оказалось гораздо больше, чем мы ожидали. В течение двух месяцев с ними будут заниматься критики и театроведы, они будут смотреть и разбирать спектакли, представленные на нашем фестивале. Такой проект вызван самой жизнью — состоянием театральной критики, когда настоящая рецензия с профессиональным анализом стала сегодня редкостью.

- Что такого особенного, юбилейного готовит "Золотая Маска"?

— Во-первых, 27 марта в Международный день театра на сцене Вахтанговского театра состоится вечер, посвященный нашему 20-летию. Его готовят режиссеры Кирилл Серебренников и Филипп Григорьян, художник Вера Мартынова, композитор Александр Маноцков, хореограф Анна Абалихина. Мы хотим, чтобы это был праздник для тех, кто стоял у истоков "Маски", ее создателей. Торжественная церемония вручения премии 18 апреля в Большом театре тоже будет необычной, но раскрывать секреты режиссера Василия Бархатова и художника Зиновия Марголина не хочется. Пусть это будет сюрпризом для участников и гостей.
Кроме того, готовим уличные фотовыставки, посвященные 20-летию "Маски", фотоинсталляция в ГУМе и многое другое, что пройдет в рамках отдельной программы "Золотая Маска" в городе".

- Как вам, наблюдающим за победами и промахами театра год за годом, видится его будущее?

— Периодически возникают разговоры о том, что театр в кризисе, в тупике, что театр умирает. Сегодня, и я говорю об этом с уверенностью, отечественный театр в очень хорошей форме. И стоит порадоваться за новую жизнь Вахтанговского и Театра им. Маяковского, Михайловского театра и Пермского оперы и балета, за потрясающие успехи Малого драматического, Ярославского Волковского, театров Екатеринбурга, Хабаровска, Красноярска и других. Театр будет жить независимо от модели. Важно, чтобы политика государства в отношении театра была умной, взвешенной, чтобы государство помогало театрам, особенно в регионах. Телевидение у нас, мягко говоря, проблематично, в кино тоже особо крупных побед не наблюдается. Театр и музыка — вот то, что неоспоримо и конвертируемо в России.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала