Малые города — особое звено в структуре внутреннего и въездного туризма любой страны. В 2007 году была создана Ассоциация малых туристических городов России. Собеседник Константина Исаакова — Елена Канева, ее исполнительный директор, заместитель главы администрации Угличского муниципального района по туризму и международным связям. Для чего нужна такая Ассоциация, как она работает и какие цели перед собой ставит, как ее деятельность сказывается на развитии туризма в стране? С этих вопросов и начался разговор.
— Сегодня в составе Ассоциации восемь городов: Углич, Суздаль, Тобольск, Мышкин, Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур. Их объединила насущная необходимость совместных усилий по созданию туристического кластера в каждом из городов-участников. Вы же понимаете, что небольшому городку архитрудно в одиночку пробиться на туристический рынок. И город-партнер, в котором уже создано, например, много музеев и других объектов показа, — это своего рода маяк для тех, у кого такая работа только начинается. Хотя эталонных мест конечно же нет: в каждом из наших малых городов — свои трудности, свои проблемы. То, что люди могли в них сделать только личными, порой неимоверными усилиями, они уже сделали. А теперь, для дальнейшего роста, потребуется объединение: идей, сил, программ. И, безусловно, государственная поддержка.
Мы объединили те города, которые уже позиционировались на туристическом рынке, но при этом обладают огромным импульсом к развитию. И, естественно, немалым потенциалом.
- Это некий принцип отбора членов Ассоциации?
— Да. У нас довольно жесткие критерии вступления в Ассоциацию. По ним, кстати, мы оцениваем города-члены в последующем процессе их продвижения на рынке. Именно поэтому в составе Ассоциации те города, которые уже что-то сделали, а не только мечтают сделать. Они уже сегодня готовы принимать туристов: есть довольно развитая инфраструктура в центральной части города, есть работающие музеи, есть активные туроператоры. Турист, попав сюда, увидит: да, это интересно, это здорово. В этом убеждаются и партнеры по Ассоциации. Они понимают: тут есть чему поучиться, что перенять. И учатся, перенимают, делясь и своими наработками.
- Вы назвали города, которые действительно являются туристическими "звездами" российской провинции. Россияне, особенно люди старшего поколения, с удовольствием едут посмотреть и Дмитров, и Елабугу, и Углич. Но и у "звезд" есть проблемы, не так ли?
Вторая проблема — это продвижение. Разумеется, чтобы выйти на большой туристический рынок, особенно международный, нужна серьезная информационная поддержка. И мы обращаемся за ней, в том числе и в средства массовой информации, и это дает ощутимый эффект.
И, наконец, не менее важная проблема — кадры. В малом городе она ощущается особенно остро: не хватает людей, профессионально подготовленных, и в турбизнесе, в сфере обслуживания.
Да, эти три проблемы — самые острые. Хотя, конечно, очень важно и обеспечение безопасности, и восстановление исторического наследия.
- Члены Ассоциации участвуют в государственных программах в сфере туризма. Что вы им рекомендуете при подготовке документов, заявок на гранты, позволяющие продвигать тот или иной туристический проект?
— С грантами отдельная история. Уверена, что городам, которые, объединившись, создают некий общий бренд, гораздо легче получить тот или иной грант в качестве поддержки целого направления, межрегионального проекта. На это и ориентируем.
- Есть ли города России, в принципе отвечающие вашим критериям, но не входящие в Ассоциацию?
— Да, есть несколько таких городов, и мы ведем с ними диалог. Тут ведь что важно: местная власть должна быть готова двигаться вперед, развивать туризм, а не просто рассуждать об этом. А на местах порой не понимают, для чего это нужно именно их скромному городку.
- Такое непонимание налицо даже в иных больших городах: для чего нам этот хлопотный туризм, что он даст экономике? Как бы вы на это ответили?
К тому же, туристы — а тот же Углич посещает сейчас примерно 360 тысяч гостей ежегодно — привозят с собой деньги и оставляют их в городе: в гостинице, в музее, в магазине. Это — городской оборот. И он распределяется между всеми жителями, а не только между теми, что работают в туризме.
- 360 тысяч — это сегодня. А с чего начинали?
— Шесть лет назад это было около 150 тысяч человек в год, причем большей частью теплоходные туристы, экскурсанты. Их программы осмотра — жесткие по времени, мало возможности свободно погулять по городу, а потому они оставляли на его объектах самый минимум денег. Сейчас изменилось не только количество, но и качественный состав турпотока. Люди тут гостят не проездом, а приезжают специально, часто с ночевкой, пользуясь всеми услугами, которые предлагает им обновленная инфраструктура. В результате и сам город преобразился. Более того, этой новой инфраструктурой — кинотеатрами, ресторанами, музеями — пользуются и местные жители. Они видят, как у них на глазах город становится краше, интереснее, в нем кипит жизнь. В него стремятся гости, причем не только из России, но и из-за рубежа. Значит, наш город интересен, им можно гордиться! Лучше стали дороги, коммуникации — и все это стимулирует туризм.
- Ваши программы реализуются только муниципальными усилиями? Или вы привлекаете местный бизнес?
- Во всех городах Ассоциации сложилось именно так? Или где-то иная специфика?
— Это тренд. Но проявляется он везде по-разному. Например, Суздаль давно уже стал крупным туристическим центром. Здесь продвижение бренда произошло за счет федеральных вложений. Мышкин раскрутился в первую очередь усилиями местных сообществ — любителей старины, искусства, этнографии. В каждом случае — свой путь. Но главное: местная администрация везде не просто поддерживает новые идеи, но и непосредственно участвует в реализации туристических программ.
- Путешествуя по небольшим городам, мы нередко наблюдаем: да, город старый, он был когда-то очень красив, есть тут уникальные памятники, есть потрясающие соборы, но все это в ужасном состоянии. Говорим с местным населением, и люди разводят руками: нет денег, нет возможностей. Так ведь если самим ничего не делать, то ничего и не изменится!
— Никакая государственная поддержка не сработает, если люди на местах не будут проявлять инициативы. Потому что одно дело — вкладывать в то, что увлекает тех, кто любит свой город, и энтузиазм, желание что-то изменить к лучшему тогда проявляются не только у руководства, но и у общества. И совсем другое — ну, восстановили мы, скажем, храм, а туда никто не приходит.
- Местный турбизнес, местные туроператоры — активная сила?
— Без сомнения. Они по сути и создают туристический образ города: постоянно придумывают какие-то новые программы, события. Поэтому мы должны заботиться о наилучших условиях для местного малого и среднего бизнеса, занятого непосредственно туризмом. Очень важно взаимодействие и взаимопонимание между властью и бизнесом в этой области.
- Интересен ли вам зарубежный опыт?
— Очень интересен. Я объехала малые города во Франции, Испании. Конечно, для русского человека там есть чему удивляться. Да, надо кое-что перенимать, несомненно. Но при этом понимаешь, что у нас — свой путь. И я уверена, что в нашей стране тоже когда-нибудь будет так: просто путешествуешь из городка в городок и удивляешься — все колоритно, все по-своему интересно. И чем больше будет таких непохожих друг на друга городов в России, тем лучше.
- Кто помогает вашей Ассоциации в ее повседневной работе?
— Когда мы только организовывались, нас очень поддержал Ростуризм. И, конечно, сегодня мы ощущаем участие и деятельную поддержку со стороны министерства культуры.