Рейтинг@Mail.ru
Елена Канева: для малого города эффект от туризма сравним с заводом - РИА Новости, 11.02.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Коллаж самолет Туризм
Туризм

Елена Канева: для малого города эффект от туризма сравним с заводом

© Фото : Елена ЛапинаРуководитель программы "Фотопарада" Наталья Ударцева, заместитель главы администрации Угличского муниципального района Елена Канева, многократный победитель WPP Владимир Вяткин на открытии выставки участников фотоконкурса "Точка на карте"
Руководитель программы Фотопарада Наталья Ударцева, заместитель главы администрации Угличского муниципального района Елена Канева, многократный победитель WPP Владимир Вяткин на открытии выставки участников фотоконкурса Точка на карте
Читать ria.ru в
Малые города - особое звено в структуре туризма любой страны. Исполнительный директор Ассоциации малых туристических городов России, заместитель главы администрации Угличского муниципального района по туризму и международным связям Елена Канева рассказала, для чего нужно такое объединение, как оно работает и какие цели перед собой ставит.

Малые города — особое звено в структуре внутреннего и въездного туризма любой страны. В 2007 году была создана Ассоциация малых туристических городов России. Собеседник Константина Исаакова — Елена Канева, ее исполнительный директор, заместитель главы администрации Угличского муниципального района по туризму и международным связям. Для чего нужна такая Ассоциация, как она работает и какие цели перед собой ставит, как ее деятельность сказывается на развитии туризма в стране? С этих вопросов и начался разговор.

— Сегодня в составе Ассоциации восемь городов: Углич, Суздаль, Тобольск, Мышкин, Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур. Их объединила насущная необходимость совместных усилий по созданию туристического кластера в каждом из городов-участников. Вы же понимаете, что небольшому городку архитрудно в одиночку пробиться на туристический рынок. И город-партнер, в котором уже создано, например, много музеев и других объектов показа, — это своего рода маяк для тех, у кого такая работа только начинается. Хотя эталонных мест конечно же нет: в каждом из наших малых городов — свои трудности, свои проблемы. То, что люди могли в них сделать только личными, порой неимоверными усилиями, они уже сделали. А теперь, для дальнейшего роста, потребуется объединение: идей, сил, программ. И, безусловно, государственная поддержка.

Мы объединили те города, которые уже позиционировались на туристическом рынке, но при этом обладают огромным импульсом к развитию. И, естественно, немалым потенциалом.

- Это некий принцип отбора членов Ассоциации?
— Да. У нас довольно жесткие критерии вступления в Ассоциацию. По ним, кстати, мы оцениваем города-члены в последующем процессе их продвижения на рынке. Именно поэтому в составе Ассоциации те города, которые уже что-то сделали, а не только мечтают сделать. Они уже сегодня готовы принимать туристов: есть довольно развитая инфраструктура в центральной части города, есть работающие музеи, есть активные туроператоры. Турист, попав сюда, увидит: да, это интересно, это здорово. В этом убеждаются и партнеры по Ассоциации. Они понимают: тут есть чему поучиться, что перенять. И учатся, перенимают, делясь и своими наработками.

- Вы назвали города, которые действительно являются туристическими "звездами" российской провинции. Россияне, особенно люди старшего поколения, с удовольствием едут посмотреть и Дмитров, и Елабугу, и Углич. Но и у "звезд" есть проблемы, не так ли?

Картина Эрнста Лисснера Изгнание поляков из Кремля
Знаковые места Смутного времени
- Главная общая проблема — это недостаточно развитая инфраструктура. Говорят: первое впечатление — самое верное. Так вот образ любого малого города в глазах его гостя складывается в немалой степени из первого впечатления: как выглядит центр, в который ты въехал, как он благоустроен, отремонтированы ли исторические здания, достаточно ли торговых предприятий, есть ли выбор гостиниц. В городах, входящих в Ассоциацию, удалось создать привлекательный, радующий глаз центр.

Вторая проблема — это продвижение. Разумеется, чтобы выйти на большой туристический рынок, особенно международный, нужна серьезная информационная поддержка. И мы обращаемся за ней, в том числе и в средства массовой информации, и это дает ощутимый эффект.

И, наконец, не менее важная проблема — кадры. В малом городе она ощущается особенно остро: не хватает людей, профессионально подготовленных, и в турбизнесе, в сфере обслуживания.

Да, эти три проблемы — самые острые. Хотя, конечно, очень важно и обеспечение безопасности, и восстановление исторического наследия.

- Члены Ассоциации участвуют в государственных программах в сфере туризма. Что вы им рекомендуете при подготовке документов, заявок на гранты, позволяющие продвигать тот или иной туристический проект?
— С грантами отдельная история. Уверена, что городам, которые, объединившись, создают некий общий бренд, гораздо легче получить тот или иной грант в качестве поддержки целого направления, межрегионального проекта. На это и ориентируем.

- Есть ли города России, в принципе отвечающие вашим критериям, но не входящие в Ассоциацию?
— Да, есть несколько таких городов, и мы ведем с ними диалог. Тут ведь что важно: местная власть должна быть готова двигаться вперед, развивать туризм, а не просто рассуждать об этом. А на местах порой не понимают, для чего это нужно именно их скромному городку.

- Такое непонимание налицо даже в иных больших городах: для чего нам этот хлопотный туризм, что он даст экономике? Как бы вы на это ответили?

Самые популярные достопримечательности России и особенности их посещения
Особенности посещения самых популярных достопримечательностей России
- Пытаемся объяснять, что называется, на простых примерах. Конечно, во-первых, это рабочие места. Ведь с туризмом косвенно связаны многие области жизни любого города. Если суммировать, то можно с уверенностью сказать, что деньги от развития туризма в малом городе получают в среднем до 6 тысяч человек. Это можно сравнить с огромным успешно функционирующим заводом, на котором трудится примерно тысяч десять человек. И если, скажем, в городе живет 39 тысяч, а 6 тысяч из них зарабатывают от туризма, то, по-моему, это замечательно.

К тому же, туристы — а тот же Углич посещает сейчас примерно 360 тысяч гостей ежегодно — привозят с собой деньги и оставляют их в городе: в гостинице, в музее, в магазине. Это — городской оборот. И он распределяется между всеми жителями, а не только между теми, что работают в туризме.

- 360 тысяч — это сегодня. А с чего начинали?
— Шесть лет назад это было около 150 тысяч человек в год, причем большей частью теплоходные туристы, экскурсанты. Их программы осмотра — жесткие по времени, мало возможности свободно погулять по городу, а потому они оставляли на его объектах самый минимум денег. Сейчас изменилось не только количество, но и качественный состав турпотока. Люди тут гостят не проездом, а приезжают специально, часто с ночевкой, пользуясь всеми услугами, которые предлагает им обновленная инфраструктура. В результате и сам город преобразился. Более того, этой новой инфраструктурой — кинотеатрами, ресторанами, музеями — пользуются и местные жители. Они видят, как у них на глазах город становится краше, интереснее, в нем кипит жизнь. В него стремятся гости, причем не только из России, но и из-за рубежа. Значит, наш город интересен, им можно гордиться! Лучше стали дороги, коммуникации — и все это стимулирует туризм.

- Ваши программы реализуются только муниципальными усилиями? Или вы привлекаете местный бизнес?

Президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов
Андрей Гаврилов: Ассоциация турагентств создана не для контроля
- Давайте вспомним о том, что в конце 90-х экономика малых городов оказалась в очень сложном положении. Но именно туризм в это тяжелое время многим помог остаться на плаву. Кстати, в это же время стали создаваться ассоциации местных художников, ремесленников, которые стали что-то общими усилиями производить и продавать. Появились и первые частные музеи. Вот в этот период бизнес и почувствовал перспективность туризма — что важно, практически одновременно с муниципальными властями. Тогда же были сформированы программы развития ряда туристических дестинаций. Они получили большой резонанс, и многие предприниматели именно в туризме увидели для себя какой-то шанс. Стали инвестировать в объекты инфраструктуры, что-то строить, развивать. Безусловно, очень важно, что в администрациях городов появились отдельные структуры, занимающиеся именно этой отраслью. Инициатива местных предпринимателей и политическая активность властей очень удачно совместились.

- Во всех городах Ассоциации сложилось именно так? Или где-то иная специфика?
— Это тренд. Но проявляется он везде по-разному. Например, Суздаль давно уже стал крупным туристическим центром. Здесь продвижение бренда произошло за счет федеральных вложений. Мышкин раскрутился в первую очередь усилиями местных сообществ — любителей старины, искусства, этнографии. В каждом случае — свой путь. Но главное: местная администрация везде не просто поддерживает новые идеи, но и непосредственно участвует в реализации туристических программ.

- Путешествуя по небольшим городам, мы нередко наблюдаем: да, город старый, он был когда-то очень красив, есть тут уникальные памятники, есть потрясающие соборы, но все это в ужасном состоянии. Говорим с местным населением, и люди разводят руками: нет денег, нет возможностей. Так ведь если самим ничего не делать, то ничего и не изменится!
— Никакая государственная поддержка не сработает, если люди на местах не будут проявлять инициативы. Потому что одно дело — вкладывать в то, что увлекает тех, кто любит свой город, и энтузиазм, желание что-то изменить к лучшему тогда проявляются не только у руководства, но и у общества. И совсем другое — ну, восстановили мы, скажем, храм, а туда никто не приходит.

- Местный турбизнес, местные туроператоры — активная сила?
— Без сомнения. Они по сути и создают туристический образ города: постоянно придумывают какие-то новые программы, события. Поэтому мы должны заботиться о наилучших условиях для местного малого и среднего бизнеса, занятого непосредственно туризмом. Очень важно взаимодействие и взаимопонимание между властью и бизнесом в этой области.

- Интересен ли вам зарубежный опыт?
— Очень интересен. Я объехала малые города во Франции, Испании. Конечно, для русского человека там есть чему удивляться. Да, надо кое-что перенимать, несомненно. Но при этом понимаешь, что у нас — свой путь. И я уверена, что в нашей стране тоже когда-нибудь будет так: просто путешествуешь из городка в городок и удивляешься — все колоритно, все по-своему интересно. И чем больше будет таких непохожих друг на друга городов в России, тем лучше.

Мэр Суздаля Игорь Кехтер
Игорь Кехтер: из Москвы до Суздаля можно будет доехать за полтора часа
Мы сотрудничаем, например, с Французской ассоциацией малых исторических городов и узнаем от коллег много нового и полезного. В прошлом году ездили во Францию, там нам показывали свою работу, а мы немножко рассказывали о своих малых городах. И французы были очень удивлены, что, например, ТИЦ в Угличе не только общается с туристами, но и проводит методическую работу, семинары, издает специальную литературу, формирует программы. Да этого, говорят, не может быть! Отвечаем: приезжайте — посмотрите. Словом, процесс это взаимный. Кстати, приезжали к нам два года подряд французские коллеги — мы их возили и в Суздаль, и в Углич, и в Дмитров, и в Мышкин. Им было странно видеть, какие огромные изменения произошли в этих городах за последние пять лет. Понравились наши музеи, потому что все они — интерактивные, там все движется, живет: демонстрируют театрализованные программы, танцуют, поют.

- Кто помогает вашей Ассоциации в ее повседневной работе?
— Когда мы только организовывались, нас очень поддержал Ростуризм. И, конечно, сегодня мы ощущаем участие и деятельную поддержку со стороны министерства культуры.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала