МОСКВА, 7 фев — РИА Новости. Выставка "Наверху", где куратор Евгения Кикодзе собрала произведения главных российских современных художников, открывается в Музее Москвы в пятницу.
В названии экспозиции объединено несколько символов. Во-первых, многие работы смонтированы буквально на потолке: рассмотреть их можно исключительно задрав голову. Таково, например, видео Айдан Салаховой "Ты-чудо", выбивающееся из ее обычной привычки к мраморным и гранитовым скульптурам. Или проект Павла Браилы "Альфа-центавра, я — земля!" с мерцающими неоновым светом выдуманными созвездиями.
Некоторые произведения требуют не только созерцательного, но и вполне активного участия зрителя. Чтобы увидеть задумку группы "МишМаш" (проект "Земля-Воздух") надо залезть по лестнице под самую крышу — но его хотя бы при этом можно спокойно рассмотреть. То ли дело "Батутизм" арт-руппы "ЕлиКука" — экран повесили так высоко, что видео видно только в прыжке.
Другое смысловое звучание выставки "Наверху" — это еще и возвышенные художественные идеи и идеалы. Открывает ее убеждение Юрия Альберта в том, что "В раю искусства не будет!" А в центре экспозиции куратор изящно зарифмовала несколько работ: самолет, символизирующий быстротечность и безжалостность времени ("Слепой Хронос" Бориса Орлова), который летит навстречу фейерверку из костей (Дмитрий Булныгин, "Весна"). Шлейфом за ним тянется трехчастное видео с ожившими мозаиками Дейнеки с потолка метро "Маяковская" ("Обледенение архитекторов"). Точку в выстроенной линии ставит образ вечной Джоконды (L.H.O.O.O. coupe, Анатолий Осмоловский).
Выставка стала первым экспериментом Музея Москвы в области современного искусства (ведь раньше он занимался скорее проектами краеведческого толка), и ее организаторы надеются, что она привлечет сюда больше молодой публики.