С.-ПЕТЕРБУРГ, 7 фев – РИА Новости, Любовь Лепшина. Певица и композитор Светлана Сурганова попробовала себя в новом амплуа – актрисы театра. На сцене петербургского ДК Ленсовета в четверг состоялась премьера спектакля "Плавание", где она сыграла главную роль.
Рождение идеи
В основу постановки легло произведение Шарля Бодлера Le voyage ("Плавание") в переводе Марины Цветаевой. Однако, по словам режиссера Ильи Мощицкого, изначально идея спектакля возникла у него после прослушивания песен Сургановой.
"Идея родилась случайно, послушали Сурганову, нашлись какие-то общие контакты, поговорили, зацепились интересами, начали предлагать. Она со своей стороны поддержала. Так и родился спектакль. Почему Сурганова? Потому что она изначально обращалась к поэзии. Потому что в ее музыке много театрального", — сказал Мощицкий.
Он отметил, что в спектакле нет сюжета как такового. "Есть много историй, которые в итоге сцепляются в одну гамму, они взаимосвязаны между собой, но каждая история имеет свою мини-историю", — пояснил он.
Театр как концертный зал
Первые зрители появились у здания ДК Ленсовета за час до начала премьеры: небольшими группками женщины собирались у входа, зябко кутаясь в шарфы, сжимали в руках завернутые в бумагу букеты.
— Мне давно нравится творчество Светланы, стараюсь не пропускать ее концерты в Петербурге. Обещали, что в этом спектакле будут ее песни, поэтому и пришла, — говорит полноватая женщина с короткой стрижкой лет тридцати пяти.
Среди зрителей в основном были не театралы, а поклонники творчества Сургановой, которые воспринимали постановку как концерт любимой певицы.
— Я на концерте, — говорит кому-то в трубку мобильного телефона девушка, сидящая рядом со мной в зале.
Спектакль задержали более чем на полчаса. Начался он с технического сбоя: вступительный монолог Сургановой зрителям слышен не был – не включился микрофон. Занавес снова закрыли для того, чтобы устранить неисправность, после этого певица вынуждена была повторить свой текст.
Автобусная остановка и театральные подмостки
Удивили скудные декорации. По сути, декорацией была маленькая сцена-трансформер, с одной стороны изображавшая автобусную остановку, с другой — импровизированные театральные подмостки, рядом было установлено несколько манекенов. На фоне этого нехитрого оформления и проходило действие.
Зрители видели то одинокую остановку, на которой разыгрывались драматические моменты, когда герои обращались к залу и друг к другу с извечными философскими темами из бодлеровского "Плавания". То вдруг остановка преображалась в театральные подмостки, освещенные ярко горящими по периметру лампочками. И тогда на сцене начиналась "танцевальное буйство" — в основном под авторские песни Сургановой.
Сурганова "спасает" спектакль
Авторы заявляли спектакль "Плавание" как мультижанровую постановку, которая сочетает музыку, пластику и тексты. Однако по структуре постановку вряд ли можно назвать даже мюзиклом: здесь не было особой актерской игры ни Сургановой, ни других актеров. Кроме того, слабо проработана хореографическая составляющая спектакля. Несколько раз возникало ощущение, что актеры не успели выучить движения.
В целом "Плавание" сложно назвать спектаклем в его классическом понимании. Действие больше напоминало студенческий "капустник" или выступление "Сургановой и оркестра" в клубе с приглашенными статистами. И судя по всему, пришедшие зрители и не ожидали ничего другого.
— Нам априори нравится Сурганова. И все, что она делает. Идя сюда, мы ничего не ожидали увидеть кроме ее выступления. Мы довольны, нам все нравится, — во время антракта повторяют друг за другом три подруги, пришедшие на выступление любимой певицы.
Одна из девушек добавляет, что Сурганова "спасает" весь спектакль, потому что "все непонятно, а смысл стихов не соответствует тому, что происходит на сцене".
Но по тому, как аплодировали зрители артистам в конце представления, можно сделать выводы, что большинство пришедших получило удовольствие от постановки.