Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Глава Минобнауки Дмитрий Ливанов заявил, что его ведомство не намерено отменять обязательный ЕГЭ по математике для выпускников российских школ. Министр счел нужным заявить об этом, потому что предложение исключить ЕГЭ по математике из числа обязательных, сделанное на этой неделе главой комиссии по образованию и молодежной политике Мосгордумы Виктором Кругляковым, вызвало бурную реакцию в педагогических кругах и у широкой общественности.
Большинство из уже высказавшихся до Ливанова отрицательно отнеслись к инициативе Круглякова. Некоторые даже обвиняли его в намерении "вовсе растоптать математику", превратить подрастающее поколение россиян в неучей, и предлагали депутату публично покаяться, добровольно сдав партбилет и депутатский мандат.
Сейчас, когда эмоции немного улеглись, самое время спокойно взвесить все за и против обязательности ЕГЭ по математике.
Кому и зачем нужна школьная математика
Если не вникать в детали, то у педагогической общественности в пользу обязательности ЕГЭ по математике есть два аргумента общегосударственного значения и один — профессионального уровня.
Во-вторых, отмена обязательного ЕГЭ по математики приведет к деградации общего уровня образованности подрастающего поколения, который и так ниже, чем хотелось бы.
В третьих, не прошло и двух лет, как ученые педагоги разработали новый образовательный стандарт для 10-11 классов, в том числе по математике. Столько сил на него положили, столько нервов на его утверждение в Минобрнауки потратили, и куда им теперь свой стандарт девать? На помойку выбросить и делать новый?
У ратующей за обязательность ЕГЭ по математике широкой общественности третий аргумент по понятным причинам отсутствует, но каких-то своих собственных, кроме первых двух, нет.
Кому и чему мешает математика
"Я не выступаю против изучения математики в принципе, в 9 классе ее все обязательно сдают на ГИА, и это правильно. Ее нужно изучать и дальше, но сдавать ЕГЭ будет лучше на добровольной основе — как историю, физику, химию, литературу и биологию… Исключение математики из списка обязательных для сдачи предметов позволит сделать экзамен более честным. А в этом заинтересованы и вузы, и учителя", — считает депутат Кругляков.
Осторожно, с оговорками депутат формулирует главный аргумент сторонников полной добровольности ЕГЭ по всем предметам.
Ведь как рассуждает современный выпускник. С какой стати мне сдавать химию, если я хочу стать экономистом? Зачем мне оценка по географии, если я подаю документы на мехмат МГУ? Зачем мне сдавать математику, если я хочу стать врачом, или артистом, или учителем рисования? Да мало ли кем я хочу стать, может, я и выбрал специальность, далекую от математики, потому что меня от вашей математики тошнит.
Я ее честно сдал на ГИА в 9-м классе, честно ходил на ее уроки в 10 и 11 классах, честно написал годовую контрольную работу по ней, то есть сдал школьный выпускной экзамен по математике. На каком основании меня заставляют ее сдавать в обязательном порядке на ЕГЭ?
Потому что это требуется при поступлении в вуз, который я выбрал? А вы спросили ректора этого вуза, какие знания ему нужны от абитуриентов, ему их математическая подкованность нужна или знание истории или иностранного языка, например?
В советские времена, которые сейчас некоторые вспоминают с ностальгией по советскому уровню школьного образования (оно, кстати, без преувеличения было одним из лучших в мире), математику сдавали в большинстве вузов, даже на некоторые гуманитарные специальности. Но ввести всеобщую математическую повинность для абитуриентов тогда никому в голову не приходило.
Всеобщей была только одна повинность — по русскому языку. Несданный по нему экзамен закрывал дорогу в любой вуз, даже в тот, где все пять лет писали одними математическими формулами.
Обязательный без разговоров
Как видите, если особо не обращать внимания на суть вопроса, то на каждый аргумент легко найдется другой и, возможно, более сильный аргумент, тоже не имеющий прямого отношения к проблеме. Сложнее сосредоточиться на спокойном анализе ситуации с ЕГЭ по математике.
Прежде всего, наверное, стоит вспомнить, что такое ЕГЭ. Это единый государственный экзамен, который совмещает в себе выпускной школьный экзамен и вступительный экзамен в вузы и средние специальные учебные заведения (ссузы).
Оценку на ЕГЭ ставят не учителя, учившие выпускника в школе, и не преподаватели вуза, куда он хочет поступить, а незаинтересованные члены предметных комиссий. Эти люди не знают ни имени ученика, ни школы, где он учился; перед ними только безликий кодовый номер вместо живого человека. Они никогда не видели ни ученика, ни его учителя по данному предмету, ни ректоров и деканов вузов, куда пойдет поступать с их оценкой ученик, и вряд ли когда-нибудь их увидят. Они независимы и не заинтересованы в оценке выпускника.
По указанным причинам ЕГЭ бывают только письменные, устных ЕГЭ не бывает даже по иностранному языку, где оценка речи вроде бы главное. Попытки ввести хотя бы частично устные ЕГЭ (с частью "Говорение", как изящно это называет министр Дмитрий Ливанов) пока наталкиваются на непреодолимые технические сложности.
Трижды несчастные
Результат ЕГЭ (оценка за экзамен по 100-бальной шкале) интересен только тем выпускникам, кто собирается продолжить образование в вузе или ссузе. Если молодой человек не собирается учиться дальше, то ему все равно, какую оценку он получит на ЕГЭ. Главное — хоть как-то сдать, иначе вместо аттестата о среднем образовании ему дадут справку.
Если и с третьей попытки не удастся набрать 24 балла, то очередные три попытки можно повторить на следующий год, потом еще через год, и так далее. Если к тому времени у молодого человека сохранится желание получить аттестат об одиннадцатилетнем образовании вместо справки.
По данным депутата Круглякова, в прошлом году неудачников, не сдавших ЕГЭ по математике с нескольких попыток, только в Москве набралось 507 человек. Во всей стране таких, наверное, тысячи. На них Минобрнауки продолжит уникальный эксперимент, который до сих пор не удавался никому в мире — насильно заставить человека быть умным.
Почему вопрос об обязательности ЕГЭ трудно решить
Итак, если называть вещи своими именами, то ЕГЭ по математике — это письменный вступительный экзамен во все вузы страны, директивно навязанный Минобрнауки и учеными педагогами всем выпускникам страны.
Исходя из этого и надо, наверное, решать его судьбу. Логично было бы, если ее решали заинтересованные стороны: ректоры вузов, школьные учителя и сами выпускники (и их родители с правом совещательного голоса). А чиновникам от образования и ученым от педагогики полезно было бы их послушать, причем желательно молча. А потом, как те решат, так и сделать.
Но такой путь, вероятно, пока не рассматривается Минобрнауки. Министр Дмитрий Ливанов заявил, что они не планируют отменять обязательный ЕГЭ по математике. "Все, что связано с единым экзаменом, повышением степени его эффективности, прозрачности, степени доверия к его результатам, находится постоянно в центре внимания, и мы все мнения, все предложения выслушиваем и во всех обсуждениях, которые ведутся, участвуем", — уточнил позицию ведомства министр.
Иными словами, главное для Минобранауки — чтобы экзамен был эффективным, прозрачным, и полученные на нем оценки вызвали доверие у выпускников и приемных комиссий вузов. А нужен ли вообще этот экзамен выпускникам и вузам — этот вопрос даже не рассматривается.