Материал подготовлен редакцией ИноСМИ специально для раздела РИА Наука >>
Кейт Гэммон (Kate Gammon)
Недавно моя почти четырехлетняя племянница стала жертвой несчастного случая, которого опасаются все родители: она упала с велосипеда и сломала себе передний зуб почти до пришеечной части десны. Возникшая боль и последовавшее затем удаление зуба были тяжело восприняты родителями, но, к счастью, отношение самой маленькой девочки к этому событию оказалось веселым. «Теперь я смогу заглатывать макароны через эту дырочку», — сказала она мне во время каникул.
А причиной подобного явления является странный феномен, который принято называть детской амнезией. Дети могут вспомнить о событиях, которые произошли до того, как им исполнилось три года, пока они еще не выросли, но когда они становятся немного старше, эти ранние автобиографические воспоминания утрачиваются. Проведенные недавно исследования показывают, что стартовой точкой детской амнезии можно считать возраст в семь лет.
Ученые уже давно задают вопросы относительно причины этой загадочной утраты памяти и полагают, что, возможно, развитие языка имеет к этому определенное отношение. Но даже крысы и другие животные демонстрируют подобную амнезию, не имея при этом языковых способностей. В июне прошлого года канадские ученые предложили возможное объяснение: по их мнению, причиной этого является стремительный рост новых клеток в гиппокампе в детский период, получивший название нейрогенез. Когда мозг занят образованием большого количества новых клеток, он не сохраняет воспоминания, которые в противном случае оказались бы долгосрочными.
В рамках своего исследования, информация о котором была опубликована в журнале Memory, Патрисия Бауэр (Patricia Bauer) и ее коллега Марина Ларкина (Marina Larkina) сформировали несколько групп из трехлетних детей с одним из родителей (обычно с мамой, как это происходит в большинстве экспериментов по изучению развития). Родители спрашивали своих детей о событиях, которые произошли в течение предыдущих трех месяцев, в том числе о посещении зоопарка или детского сада, тогда как научные работники записывали все это на видео.
За последние шесть лет различные группы детей возвращались уже в возрасте пяти, шести, семи, восьми и девяти лет в лабораторию, и исследователи задавали им вопросы по поводу событий, случившихся в тот момент, когда им было три года. Поскольку научные работники знали детали тех событий, они имели возможность точно установить, что именно дети помнили и как они говорили о своих воспоминаниях.
«Мы считаем, что это связано с основными биологическими процессами в тот период, когда в нейронных структурах происходит интенсивный процесс постнатального развития, подчеркивает Бауэр. — На ранних этапах развития эти структуры работают, но не очень эффективно — дети формируют свою память, однако в ходе естественных процессов некоторые воспоминания угасают и становятся недоступными. К тому моменту, когда дети становятся взрослыми, память начинает работать очень эффективно».
Родители также оказывают влияние на детские воспоминания о происшедших событиях. Те из них, кто используют развивающую стратегию в общении со своими детьми, часто задают такие вопросы: «Расскажи мне больше», «Что тогда произошло?», и позволяют детям самим описывать свои воспоминания. В результате у детей раньше формируется память о более ранних событиях, и эти воспоминания являются более устойчивыми, отмечает Бауэр.
Оригинал публикации Birth Of Memory: Why Kids Forget What Happened Before Age 7
Читайте также: почему витамин С мало полезен при простуде, как жидкость для полоскания повышает давление, откуда в банане взялась радиация и многое другое — в свежем выпуске рубрики "Научный понедельник" на ria.ru.