ВЛАДИВОСТОК, 4 фев — РИА Новости, Надежда Егорова. Четвертого февраля отмечается Всемирный день борьбы с раковыми заболеваниями. Накануне Ирина Пяткова, которая сама прошла через болезнь и создала группу поддержки онкобольных, рассказала РИА Новости о борьбе со страхом смерти, силе новых впечатлений и о том, как помощь другим помогает справиться с раком.
Все новости региона читайте на РИА Новости Владивосток>>
День борьбы с онкологическими заболеваниями учрежден в 2005 году Международным противораковым союзом, его цель — привлечь внимание общества к этой проблеме и напомнить о том, насколько опасна и распространена эта болезнь. Рак входит в десятку ведущих причин смерти людей по всему миру, в России ежегодно раковые образования выявляются примерно у 400-500 тысяч человек. Каждый год в Приморском крае регистрируют более 6 тысяч онкологических больных, а умирает более 4 тысяч.
Страх перед будущим и арии в палате
"Все это началось 14 лет назад. Мне делали совершенно обычную плановую операцию, после которой через три часа я узнала, что у меня злокачественная опухоль. Известие это было жутким, очень тяжелым, и я, как, наверное, любой человек, плакала весь день. Мне было жаль себя, было страшно, я не знала, что будет дальше", — рассказывает собеседница.
По ее словам, после операции врачи дали гарантию, что в течение пяти лет болезнь не вернется. А после этого срока обещать ничего не могли.
В палате вместе с Ириной было восемь человек, и, благодаря тому, что болезнь у всех была общая, они начали общаться друг с другом. Все были разные, каждый старался бороться с бедой своим способами. Так, одна женщина с хорошим голосом вечерами пела арии, что очень раздражало Ирину. "Она чувствовала себя певицей на сцене, но там была не сцена, а какое-то закулисье жизни. Но теперь я думаю, что моя реакция была вызвана тем состоянием и той атмосферой в больнице. Сейчас я бы отнеслась к этому с пониманием", — отмечает собеседница.
Она вспоминает, что перед операцией случайно взяла почитать у своего студента книгу об изменении отношения к жизни через общение с природой, в которой Ирина нашла ответы на многие свои вопросы, в частности, как быть дальше. В книге говорилось, что нужно посмотреть вокруг немного другими глазами, успокоиться и жить в согласии с миром. На тот момент эти слова были нужны Ирине, и это стало одним из путей, которые она еще не пробовала в жизни.
Ее выписали, но начался курс лечения. Так длился год: химиотерапия, врачи. По словам собеседницы, походы в больницу тогда стали для нее каторгой, так там было много горя. Пациенты боялись, сидя в очереди к врачу, никто не общался, как в обычной поликлинике, каждый был наедине со своей болезнью. Когда Ирину спустя год сняли с учета, она поняла, что уже никогда не сможет туда пойти. Однако она все же вернулась в больницу уже для того, чтобы помочь другому, но произошло это через пять лет.
По истечению срока гарантии
"Я постоянно думала о том, что скоро истекает мой "срок гарантии". Я размышляла о том, что отпущенный срок скоро пройдет, а что будет дальше? Я боялась. Но именно тогда — через пять лет — я и забыла, что врачи дали мне этот срок, потому что страх начал уходить", — вспоминает собеседница.
"Я арендовала помещение в музее имени В.К. Арсеньева, повесила объявление в онкологическом отделении о встрече. В первый раз пришли два человека, и еще одного — сотрудницу музея — силой отправило ее начальство, она тоже была больна. Потом заработало сарафанное радио, людей стало приходить все больше. Каждую неделю мы приглашали разных специалистов — психологов, травников, хирургов. Приходили люди, преодолевшие болезнь, и родственники больных", — рассказывает Ирина.
Она отмечает, что эта группа дала ей уверенность, возможность для реализации, и самое главное — понимание, что нужно иметь желание жить.
"Конечно, жить хотят все, но когда встаешь на пороге заболевания, то это желание начинает ослабевать, опускаются руки. Но когда видишь много интересного, красивого, нового, тогда понимаешь, что хочется жить. Я старалась показать людям, которые посещали группу, что есть такие вещи", — говорит собеседница.
Участники группы ходили в театр, в бассейн, ездили на водопады, в питомники, иногда просто пили чай и разговаривали о жизни. Ирина видела, что для многих такое общение в новинку. Для некоторых было странно, что есть что-то кроме работы и дома: некоторые никогда диких животных не видели и даже в бассейн не ходили. И постепенно эти люди начали понимать, что, когда зацикливаешься на чем-то, в частности, на болезни, то теряешь 99% остального окружающего мира.
Страх смерти
"Помимо всего хорошего, что давала мне эта группа, в ней я сталкивалась со страхом смерти. Люди в ней быстро сближались, потому что все были равны. И только "срастаешься" с кем-то — как человек умирает. Но я создавала эту группу для жизни, и меньше всего мне хотелось думать, что так будет. Было очень тяжело, многие люди оставили след в душе. Была одна моя ровесница, мы с ней очень сдружились. Умерла через полгода. Была еще одна девушка, которую я видела всего два раза, и она тоже умерла", — вспоминает Ирина.
Она поняла, что со страхом смерти надо бороться. Искала, читала много литературы по философии, религиозные труды и где-то находила то, что ее утешало. По словам Ирины, как только она перестала бояться рака, то ушел и страх смерти.
"Я уже говорила, что зарекалась возвращаться в больницу, но однажды пошла туда сама — одна пара попросила поговорить с их больной дочерью. Я пришла к девушке, поделилась с ней опытом борьбы с болезнью, постаралась убедить, что есть множество причин для того, чтобы жить и не бояться рака. Не знаю, как сложилась ее судьба в дальнейшем, но в тот момент я поняла, что страха и паники у меня больше нет", — рассказывает Ирина.
Сейчас она встречается с теми, кто нуждается в моральной поддержке, до сих пор на домашний телефон звонят люди, которым нужен совет тех, кто прошел через болезнь. "Я никогда не отказываюсь встретиться и поговорить. Но официальные встречи проходят все реже. При этом сейчас из нашей группы поддержки процентов 80 живут, здравствуют, общаются и вместе ходят в баню", — с улыбкой рассказывает Ирина.
"Заземление" и вера в свои силы
Сегодня ей 53 года, она спокойна относительно своего здоровья и будущего. "Я попробовала разное отношение к организму. Если начинается любой воспалительные процесс, например, в горле, я обливаюсь холодной водой, и все проходит. Заболит что-то — я не пью обезболивающие, а разминаю это место, массирую", — говорит Ирина.
Она уверена, что организм — система настолько цельная и самовосстанавливающаяся, что не стоит ей мешать. "Я — противница лекарств и не понимаю узких специалистов в медицине. Я не понимаю, как можно организм "разделить" на кусочки и лечить по отдельности", — улыбается собеседница.
Она рассказывает, что начала есть много сырых продуктов, овощей, фруктов, — всего того, что раньше не ела, и сейчас ее организм просто бунтует, если Ирина ест пирожки. "Еда, конечно, — это мелочи. Здесь важно то, что я смогла посмотреть на свою жизнь и на болезнь по-другому. Поняла, что для того, чтобы справиться с последствиями болезни и больше к ней не вернуться, нужно учиться выходить за рамки привычного мышления, и у каждого для этого найдется свой способ", — говорит собеседница.
Ирина отмечает, что на нее хорошо влияют контрастный душ и дача, где становишься ближе к земле — "заземляешься". "Для меня стало открытием, что в жизни так мало надо, чтобы быть счастливым и здоровым. Я стала ценить добрых людей, больше говорить о том, что люблю кого-то, и меньше думать о приличиях. Конечно, часто я забываю все, что поняла за эти годы, начинаю "грузиться" проблемами. Но сегодня я знаю, что если что-то происходит, то паниковать не нужно. Нужно думать, искать способы, верить в свои силы и находить в жизни интересное", — уверена Ирина.