Накануне дня ювелира новосибирский fashion-дизайнер Ольга Бузыцкая в интервью корреспонденту РИА Новости Татьяне Косачевой рассказала о том, почему женщине обязательно нужно иметь дизайнерские украшения, и зачем нужна бижутерия, а также — от чего зависят тенденции ювелирной моды и что будет в тренде в наступающем сезоне.
Все новости региона читайте на РИА Новости Новосибирск >>
Международный день ювелира отмечается 31 января. Идея праздника родилась в 2002 году на одном из ювелирных фестивалей в Костроме. Затем она была поддержана ювелирами Узбекистана – на профессиональном конкурсе в Ташкенте в 2008 году. После к празднованию присоединились и еще ряд стран. Праздник пока не считается официальным, но в профессиональной среде набирает все большую популярность.
- Скажите, по вашим наблюдениям, как меняются тенденции в ювелирной моде в последние годы?
— Мне затруднительно говорить за массовое производство, потому что ко мне приходят женщины за авторскими изделиями. Если брать русских, сибиряков, с точки зрения менталитета, мироощущения, предпочтений — мы не меняемся. С одной стороны присутствует чувственное восприятие мира, с другой – мрачные черты характера из-за суровых климатических условий.
Но в то же время жизнь на грани позволяет нам развивать креативное мышление. Это накладывает отпечаток на дизайн, искусство и, в частности, на ювелирные украшения.
- Можно ли утверждать, что "одинаковость" — это тенденция нашего времени?
К примеру, у многих модных брендов коллекции меняются каждые две недели. А это говорит о том, что все становится одноразовым. Сейчас все такое простенькое, обычное. А что составляет жизнь человека? Эмоции, вызванные определенными ситуациями и воспоминания о них.
Я считаю, что если в жизни человека происходит важное событие, замужество, рождение ребенка, повышение в карьере, его нельзя обесценивать — желательно отметить ювелирным украшением. Хорошо, когда оно специально изготовлено под конкретный случай.
- Почему именно украшением?
— Что такое ювелирные украшения? Почему они взаимосвязаны в целом с историей человечества? Когда ты берешь в руки ювелирную вещь, тогда вспоминаешь ее историю, кому она принадлежала, при каких обстоятельствах создавалась, что было связано с этим моментом.
Ювелирные украшения хранятся поколениями, их передают по наследству, как легенду, связанную с причиной их создания.
Почему помолвка обязательно связана с кольцом? Это момент "сцепки" мужчины и женщины, и чтобы слабая половина не говорила, для нее особенно важен этот момент. Это несет историческую "прошивку".
- Есть ли сегодня в разных регионах свои традиционные мотивы в украшениях, предпочтения камней, металлов?
— Если мы говорим о Сибири, это сочетание серебра и золота, камней, меха или кожи. Отдельно что-то сказать про Новосибирск сложно, вернее, нечего из-за того, что город сам по себе молодой.
В молодости для меня одежда и украшения были самым быстрым, ярким и простым способом продемонстрировать личную свободу. Для меня было удивительно, что поколение последних 20 лет не обрело ни свободу, ни бунтарство во внешнем виде. Я и себе этот вопрос задаю, потому что у меня есть дети — 26, 15 и пять лет.
- Возможно, причина в недостатке денег на покупку эксклюзивных украшений…
— Нет, что вы. Мода рождается на улицах. Вопрос в восприятии поколения. Общество пусть задаст себе вопрос, почему у нас серость и безликость.
- К вопросу цены. Есть ли, по вашему мнению, достойная бижутерия?
- Что отличает индивидуальную работу?
— Она отличается и по эстетике, и по технологии создания. Здесь каждая деталь проработана. Она создана отдельно и вмонтирована в общий контекст. Для меня также важно, чтобы изделия были объемные, имели трехмерность, а не были плоскими. Поэтому моя страсть — это крупные украшения. Они, как минискульптуры.
Лично я работаю с технологиями самыми старинными, древними, ручными, можно сказать, допотопными. Хотя слово "допотопное" с дизайном ужасно сочетается.
- А какие материалы, отсылающие к местным традициям и культурам, вы используете?
- А материал откуда? Бивень мамонта, например?
— Была история, которая произошла с моим дядей. Лет 35 назад он ходил в экспедицию на Север. И в один из дней вахтовики разрыли экскаваторами кладбище мамонтов. Самые смелые из них даже попробовали мясо замерзшего мамонта. Кто-то надрал шерсть, привез домой. А у меня вот так появился бивень мамонта.
- Именно этот бивень использован в вашей первой известной коллекции "Этно"?
— Да, я использовала в коллекции "Этно", опираясь на традиции Окуневской культуры (культура бронзовой эпохи на территории Южной Сибири).
- Серебро в своих работах вы используете чаще, чем золото. Вопрос цены?
— Серебро всегда ассоциировалось с русским культурологическим видеорядом. Потому что серебро всегда было священным металлом. И с затратами связано. Я дизайнер, и для меня важно в первую очередь воплотить идею, которая родилась в моем космосе. Но при этом не обязательно тратить на реализацию большие деньги.
- Есть среди ваших работ ноу-хау? Не серьги, броши, браслеты, а что-то необычное?
У меня одно время было увлечение, я привозила или съедала морских гадов, а потом из улиток или ракушек делала украшения.
А еще я люблю "путешествующие" по телу украшения. У меня есть "цветы", которые можно пристегнуть и носить, как кулон, колье, брошь, браслет, ободок. Они универсальны.
- А должно ли быть украшение практичным?
— Для меня важно настроение. В зависимости от него я могу носить все, что угодно. Должен быть кураж и желание демонстрировать его на себе. Это простой способ привлечь внимание. Но, опять же, если вы хотите выглядеть эффектно, а постоянно носить украшение вы не можете, никто не запрещает положить его в мягкий мешочек и надеть в подходящий момент.
- Расскажите про типичные ошибки, которые совершают девушки, надевая украшения.
— Перегруженность и неуместность. Украшения, аксессуары — такая вещь, которую легко снять или добавить.
- А кто, как правило, просит сделать украшение на заказ?
— В основном мои клиентки – это бизнесвумен.
- Ваши украшения не для мужчин? Нужны ли они им вообще?
— У мужчин подход к "ювелирке" другой. Большинство из них нетерпеливы. Им нужна вещь здесь и сейчас. И поэтому гораздо проще пойти в магазин. Тем более, главный мужской аксессуар — это часы. Часы — это не мое.
- Ваши работы можно найти в частных коллекциях США, Германии, Японии, а также в Национальном музее костюма в Нью-Йорке. Как они расходились по миру?
— Это все было давно, после того, как упал "железный занавес". Были люди, которые интересовались, приезжали, покупали мои работы. Тогда ювелирные детали из мельхиора я вставляла в конструкции одежды.
Собственно говоря, появился ни на что не похожий стиль – одежда с ювелирными кружевами, лацканами, воротничками. Сейчас, когда я смотрю на эти вещи, думаю, что уже никогда этого не повторю, потому что это был настолько колоссальный труд…
- Какие ювелирные тренды будущего сезона? Будут ли зависеть от моды в одежде?
— Помимо дорогих, изысканных, сложно скроенных платьев из шифона или шерсти появились минималистичные юбки или брюки, а также свит-шоты. В основном шерстяные и трикотажные. Сложные по содержанию — принт, ткань, фактура, но простые в крое. Эти образы нуждаются в кулонах. Для меня тренд будущей весны – это крупные, в стиле 1970-х, тяжелые кулоны.