Рейтинг@Mail.ru
Кинотеатр "Художественный": вперед в прошлое - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Кинотеатр "Художественный": вперед в прошлое

Читать ria.ru в
Восстановить исторический интерьер - это не самое сложное, считает Наталья Афанасьева. Сложнее будет вернуть в здание ощущение магии кино.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

Кинотеатр Художественный, архивное фото
"Художественный" проведет киномарафон перед закрытием на реставрацию
Старейший в Европе и самый старый в Москве кинотеатр "Художественный" закрывается на реставрацию. В следующем году, как обещают кураторы, он станет почти таким, каким он был больше ста лет назад — с шикарным фойе, пленочным кинопроектором и лепниной в виде колесницы на фасаде. И даже название вернется прежнее: "Художественный электро-театр".

Но главный вопрос: удастся ли сохранить в этом стилизованном под старину новом пространстве тот уникальный синефильский дух, который целый век витал в этих не знавших ремонта стенах.

Бедный, но гордый

"На днях последует открытие "Художественного электро-театра" в специально выстроенном здании на Арбатской площади. Зрительный зал на 400 мест и фойе со светящимся фонтаном художественно отделаны. Грандиозный экран в светящемся гроте. Оркестровые симфонические антракты под управлением И.Г.Лескес", — так писала в начале ноября 1909 года газета "Русские ведомости".

И, несмотря на то, что почти 105 лет здесь не было ни одного серьезного ремонта, фойе и фасады давно утратили былой шик, а буфеты и туалеты и вовсе находились в плачевном состоянии, среди десятков московских кинотеатров "Художественный" всегда выглядел как аристократ — рода знатного, но обедневшего.

И не только потому, что это действительно самый старый кинотеатр Москвы (в нем бывал еще Лев Толстой). Дело в том, что с первого же дня, когда с помпой открылся "Художественный", он стал не просто местом, где показывали кино, а авангардом культурной жизни столицы.

До того как домовладелец Альберт Людвигович Брокш открыл "Художественный электро-театр" с фонтаном и гротом, столичной публике приходилось ходить на модную новую забаву — синематограф — в совсем непрезентабельные места.

По словам кинопромышленника Александра Алексеевича Ханжонкова, первые кинотеатры представляли собой "любой сарай, амбар, склад, магазин — все, что имело крышу и могло укрыть от дождя "уважаемых посетителей".

Под экраном располагался пианист; мебель состояла из скамеек, разносортных стульев, но часто сеансы давались и без мебели: это значительно увеличивало вместимость зрительного зала и доходы предпринимателя.

Многие из нас помнят, как это было спустя 100 лет, в 80-90-е годы XX века, когда появились первые видеосалоны. Они открывались в холодных вагончиках и грязных подвалах, но от желающих посмотреть "Кинг-Конга" или "Эммануэль" не было отбоя.

Так вот, "Художественный" произвел революцию не только в кинобизнесе, но и в отношении к кинематографу как искусству. Теперь кино крутили не под навесом, в синематографе нового типа было электрическое освещение, центральная вентиляция, отопление и водоснабжение. Теперь в кино стали ходить не как на аттракцион, а как на культурное, светское мероприятие.

"Художественный" завораживал посетителей красочными афишами и новинкой тех лет — гирляндами электрических лампочек на фасаде, мраморными колоннами, пальмами в фойе и ярким светом ажурных люстр. Перед началом сеансов, писали очевидцы, на небольших эстрадах выступали артисты и играли музыканты.

Постепенно "Художественный" стал клубом для московской интеллигенции, оставаясь при этом демократичным и общедоступным.

Первоначально построенный архитектором Николаем Благовещенским зал вмещал 400 человек, но наплыв посетителей, желающих приобщиться к новому виду искусства, был столь велик, что уже в 1912-1913 годах здание кинотеатра было перестроено архитектором Федором Шехтелем, а количество мест увеличено до 900.

"Зрительный зал занят, ни одного свободного места, все унизано оживленными рядами лиц. Тут и почтенные физиономии финансистов со своими семьями, тут и юнкера, офицеры, лицеисты, модные шляпки, синие околышки студентов. Аудитория отменная. Многие ведут прерванную беседу… Но вот медленно гаснет электричество, вспыхивает белый четырехугольный экран. Разговоры забыты. Начинается магия кино", — вспоминает современник.

Поначалу репертуар электротеатра не отличался особой оригинальностью и изысканностью, да и выбор был небольшой: по большей части всякие "Миражи счастья" и "Лишь бы жена не узнала". Но вкусы аудитории очень быстро утончались, запросы росли. А раз есть зрители, будет и кино.

Только реставрация, никакой реконструкции

В "Художественном" за 100 прошедших лет состоялось множество громких премьер. 

18 января 1926 года на Арбатской площади около первого кинотеатра Госкино (так назывался "Художественный", когда открылся после революционного перерыва в 1921 году) появился легендарный броненосец "Потемкин", а у входа в кинотеатр зрителей встречали билетеры в черных бушлатах и бескозырках — так был оформлен премьерный показ шедевра Сергея Эйзенштейна.

В марте 1931 года в "Художественном" показали первый звуковой фильм "Путевка в жизнь", а в 1936-м — первую цветную ленту "Груня Корнакова".

До самого последнего времени "Художественный" был главной площадкой Московского Международного кинофестиваля. Да, кинотеатр не мог похвастаться самым современным оборудованием, в нем было тесновато и не очень комфортно. Но эти стены действительно впитали в себя историю кинематографа.

Закрывая кинотеатр на ремонт, ответственные люди обещают, что не только будут крайне деликатны в обновлении, но и вернут все то, что было утрачено: оригинальную лепнину на фасаде по старым чертежам Шехтеля, светильники, паркет и окна, откроют чердачное пространство и внутренний двор. И даже надпись вернут — "Электро-театр Художественный".

Тигран Манукян, заместитель генерального директора ГБУК "Московское кино", в чьем подчинении находится кинотеатр, говорит, что никакой реконструкции в кинотеатре "Художественный" не будет — только реставрация.

И хоть и грозятся кураторы превратить старейший в мире кинотеатр в "мультимедийный культурный центр", однако обещают приспосабливать к современным нуждам бережно: "Когда шло проектирование и, в дальнейшем, корректировка проекта, акцент был сделан на исследовании. Реставраторы очень кропотливо и долго искали чертежи Шехтеля, которые в архивах сохранились", — заявил Манукян на презентации проекта реставрации.

Впрочем, восстановить исторический интерьер и даже бережно вписать в него новейшее оборудование — кажется, не самое сложное, хотя на практике и это удается крайне редко. Но вернуть в здание "намоленный" дух, то самое ощущение "магии кино" — вот это достойная задача.

Не удалось, например, легендарному "Иллюзиону" после ремонта занять прежнее важное место в культурной жизни. А не менее легендарный "Ударник" и вовсе перестал быть кинотеатром. 

В Москве больше сотни кинотеатров, и большинство из них братья-близнецы — и по внешнему виду, и по интерьеру, и по репертуару. Казалось бы, первый, кто предложит зрителю что-то небанальное, будь то артхаус, документальное кино или анимация, должен быть обречен на успех. 

Но, судя по тому, что этого не происходит, все не так просто. Может быть, как раз новому-старому "Художественному", когда он откроется, еще раз удастся совершить революцию в отечественном кинобизнесе, снова изменить отношение к походу в кино, воспитать нового взыскательного зрителя? Все-таки 105-летний опыт не может пропасть зря.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала