Елена Костомарова
В российский прокат выходит очередной оскаровский фаворит — экранизация пьесы Трэйси Леттса "Август: Графство Осейдж" с Мерил Стрип и Джулией Робертс в главных ролях. За эту работу обе актрисы номинированы на "Оскар".
Пьесу Леттса, за которую автор в 2008 году получил Пулитцеровскую премию, ставят часто и охотно — не далее как в прошлом году ее инсценировали в Театре Маяковского. История вне времени, не зависящая от места, с набором ярких узнаваемых характеров – чем не благодарный материал для любого режиссера.
В киноверсии режиссера Джона Уэллса действие происходит в Оклахоме, в застывшем от жары и бесполезности семейном гнезде, где доживает свой век супружеская пара Уэстонов. Вайолет (Мерил Стрип) больна раком и совершенно невыносима, ее муж Беверли (Сэм Шепард) ищет смысл существования в книгах и стакане с виски. Однажды он выходит за дверь, чтобы больше никогда не вернуться, и его исчезновение приводит в дом многочисленных родственников, давно порвавших друг с другом все связи.
Под одной крышей собираются сестра Вайолет с мужем и великовозрастным сыном-неудачником Малышом Чарльзом (его сыграл "Шерлок" Бенедикт Камбербэтч) и дочери героини со спутниками — бессловесная Айви (Джулианна Николсон), рыжая дурочка Карен (блестящий камбэк Джульетт Льюис) с очередным женихом на кабриолете и Барбара (Джулия Робертс) – единственная из всех, кто способен принять у Вайолет бразды правления в комплекте со старым сервантом. Им есть, что сказать друг другу: на протяжении двух часов Вайолет и ее дочери вытаскивают на поверхность все свои невысказанные обиды, секреты и трагедии, превращая поминки в кухонную свару.
У каждой из этих женщин (мужчин тут, в общем, никто не спрашивает – пиджак за столом надел, и слава богу) свои проблемы: Айви имеет порочную тайную страсть и не решается бросить мать, чтобы начать самостоятельную жизнь, Карен отчаянно хочет замуж, а Барбара, наоборот, разводится с мужем (Юэн Макгрегор). Все они меркнут перед некогда железной леди Вайолет, заржавевшей и слетевшей с катушек под действием релаксантов и обезболивающих. Всю жизнь она контролировала всех и вся, а теперь выплескивает боль и желчь на близких, понимая, что никто из них никогда не был ей опорой. "Распалась связь времен", и этот ветхий дом-наблюдатель опустеет, как только все слова будут сказаны.
Театральная пьеса трудно воспринимаются на большом экране. Камерное повествование с чрезмерными эмоциями и обилием скоропалительных и едких диалогов без намека на "экшн" не позволяет зрителю перевести дух. Так было в "Резне" Полански, так получилось и в "Августе". Продюсер Джордж Клуни и режиссер Джон Уэллс, более известный в качестве телевизионщика и продюсера, полностью отдали картину на откуп голливудской тяжелой артиллерии, надеясь на ее мастерство. Главный гарант успеха, конечно, Мерил Стрип, силу ее героини в российском прокате сдерживает только истеричный дубляж.
Впрочем, и Джулия Робертс давно не играла с таким вдохновением, а Камбербэтч еще никогда не прикидывался рохлей и не пел про любовь под собственный аккомпанемент.