Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.
Решение в Раде было принято почти единогласно, за него проголосовал 361 один депутат из 395 зарегистрировавшихся. Но, возможно, не менее важной была даже не сама отмена законов, а та обстановка деловитой конструктивности, в которой это решение принималось, и о которой украинский парламент, казалось бы, уже забыл.
Два этапа компромисса
Накануне заседания прошел четвертый тур переговоров лидеров оппозиции с президентом Януковичем, и повестка дня уже была почти очевидна: скандальные законы, судьба правительства, амнистия участникам протеста и конституционные изменения.
Словом, к внеочередному заседанию Рады стороны подошли с пониманием того, что любая проблема может решаться только в увязке с другими, и выделить те, которые первичны, довольно затруднительно. Потому, судя по всему, поиск компромисса был разделен на два этапа.
Первый – выделение вопросов, которые можно решить отдельно. К таковым в первую очередь относились те самые январские законы, принятие которых даже многие представители власти, включая депутатов и советников президента, квалифицировали как ошибку еще накануне внеочередного заседания Рады. Словом, если надо было начать перемирие с темы, по которой легче всего договориться, и которая при этом оставалась одним из главных раздражителей, то это были "законы 16 января".
Видимо, вторым вопросом, который можно решить, не нарушая конструктивного хода заседания, станет вопрос об амнистии участникам протеста. Но, кажется, на этом простые темы заканчиваются.
Второй этап поиска компромисса едва ли будет столь же миролюбивым. Главным вопросом дальнейшего обсуждения, видимо, станет возможная конституционная реформа. Возвращение к парламентско-президентской республике, прописанной в конституции 2004 года, – это не только вопрос полномочий нынешнего президента. В конце концов, такая модель нисколько не мешала Леониду Кучме контролировать ситуацию в стране куда более эффективно, чем это получается у Януковича. В соответствии с конституцией 2004 года, к которой оппозиция предлагает вернуться, формально президентские выборы должны пройти не в следующем году, а в нынешнем.
Сегодня тактические построения для участников украинского действа намного важнее долговременного конституционного устройства страны. По конституции 2004 года правительство формируется Радой, стало быть, глава Кабмина становится фигурой совсем не такой подчиненно-технической, как подавший в отставку Николай Азаров.
Азаровым, как уверены многие аналитики в Киеве, Янукович особенно никогда не дорожил. Его отставки ждали еще до начала кризиса, который, возможно, его от отставки и спас: пойти на поводу у Майдана, который ее требовал, Янукович не мог. Теперь, когда пришло время жертвовать фигурами, Азаров стал идеальным кандидатом в эти жертвы, будучи тяжеловесом по политическому номиналу (но не по сути).
О своей отставке Азаров официально сообщил на первых минутах заседания Рады, что явно не входило в первоначальный сценарий. Заседание было прервано, руководители фракций в кабинете спикера Рады снова сверили позиции, единство которых не нарушилось. Однако некоторые депутаты от оппозиции сразу предположили, что она была призвана снять с повестки заседания вопрос об ответственности правительства.
Место для Майдана
Янукович принял отставку Азарова, и, судя по всему, последним компромиссом станет создание комиссии по изменению конституции.
Скорее всего, на долгую передышку никто и не рассчитывает. Пока речь только о том, чтобы затушить открытый огонь.Скандальные законы отменены. Амнистия, наверное, тоже будет принята, и комиссия по изменению конституции будет создана, и не спеша примется за работу.
Только Майдан, скорее всего, не разойдется. Его комендант уже заявил в то время, когда Рада ушла на перерыв: мы освободим административные здания только когда президентская администрация освободит Банковую – улицу, которая для политического Киева то же, что для Москвы Кремль.