Рейтинг@Mail.ru
Мрачная сказка для взрослых: "Русалка" Дворжака на сцене Венской оперы - РИА Новости, 27.01.2014
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мрачная сказка для взрослых: "Русалка" Дворжака на сцене Венской оперы

© Фото : Wiener Staatsoper / Michael Pöhn Опера Дворжака "Русалка" в постановке Бехтольфа
Опера Дворжака Русалка в постановке Бехтольфа
Читать ria.ru в
Дзен
О премьере новой постановки оперы Дворжака "Русалка" на сцене Венской оперы в рецензии проекта Weekend.

Андрей Золотов-младший для проекта Weekend

Когда занавес закрылся в воскресенье вечером после премьеры оперы Антонина Дворжака "Русалка" на сцене Венской государственной оперы и исполнительница главной партии, болгарская певица Красимира Стоянова вышла на первый поклон, зал буквально взорвался громом аплодисментов и криков.

Эта опера — признанный шедевр чешской романтической музыки с богатой историей венских постановок — не шла здесь с конца 1990-х. И вот новая постановка, ставшая в значительной степени бенефисом Стояновой. Ее богатый голос, не ограничивающийся внешним мастерством, но доносящий публике глубокие душевные переживания, прекрасно подходит для этой роли — озерной русалки, страдающей от любви к принцу, который бросает ее ради земной женщины, но потом возвращается, чтобы умереть от ее поцелуя.

© Фото : Wiener Staatsoper / Michael Pöhn Финал оперы Дворжака "Русалка" в постановке Бехтольфа. Русалка – Красимира Стоянова, Принц – Михаэль Шаде
Финал оперы Дворжака Русалка в постановке Бехтольфа. Русалка – Красимира Стоянова, Принц – Михаэль Шаде

Австрийские СМИ отмечают, что болгарская певица, которая давно живет в Вене и имеет почетный австрийский титул Kammersängerin, именно здесь выросла в мировую звезду сначала с партиями в итальянских операх, а затем в операх Моцарта. Но лишь теперь она впервые исполнила на венской сцене главную роль в славянской опере.
"Роли должны вырасти во мне", цитирует Стоянову австрийский журнал Profil, называющий ее "одной из лучших сопрано мира, которая с подозрением относится к помпе, свойственной ее профессии".

"Дворжак — это Космос, в котором вы все время находите новые миры. Чем дольше я вынашиваю Русалку, тем глубже меня трогает ее одиночество", — говорит Стоянова.

© Фото : Wiener Staatsoper / Michael Pöhn Первый акт оперы Дворжака "Русалка" в постановке Бехтольфа. усалка – Красимира Стоянова, Баба-Яга – Янина Бэхле
Первый акт оперы Дворжака Русалка в постановке Бехтольфа. усалка – Красимира Стоянова, Баба-Яга – Янина Бэхле

"Кровь была лишней"

Сам Дворжак назвал эту оперу, сочиненную в 1900 году, "лирической сказкой". Уже в своей первооснове история трагическая, представшая как произведение весьма мрачного позднего романтизма, в нынешней постановке режиссера Свена-Эрика Бехтольфа и сценографов Рольфа и Марианны Глиттенберг превращается в эстетскую мрачную сказку для взрослых. Зрителя предупреждают в программке спектакля, что речь пойдет о "страхе молодой женщины перед взрослой сексуальностью". И действительно, заложенное в либретто противопоставление романтической любви Русалки к Принцу и его земной страсти к Чужестранной княжне усилено во втором акте гротескным балетным номером, весьма откровенно представляющим половой акт, которого, по Бехтольфу, так пугается Русалка и от которого она убегает обратно в пучину вод. В третьем же акте авторы спектакля превратили Бабу-Ягу (Ежибабу, Колдунью — ее образ в спектакле создала "вагнеровская" меццо-сопрано Янина Бэхле) и кокетливых озерных нимф в вампиров, которые убивают Поваренка и затем долго упиваются его кровью, вымазываются ею, добавляя клюквенных ужасов к трагически-романтическому финалу.

"Музыкально это сделано замечательно, — сказала РИА Новости после премьеры главный редактор венского оперного журнала Neuer Merker Зиглинде Пфабиган, — а постановка… У нас была прекрасная романтическая постановка 1987 года с великолепным славянским составом — каким чудным Водяным был Евгений Нестеренко! Эта постановка не романтическая. Она мистическая, она держит в напряжении. Все движения в музыке, что важно. Но вот кровь была для меня лишней".

© Фото : Wiener Staatsoper / Michael Pöhn Первый акт оперы Дворжака "Русалка" в постановке Бехтольфа. Три Нимфы: Валентина Нафорницэ, Лена Белкина, Ильсеяр Хайруллова
Первый акт оперы Дворжака Русалка в постановке Бехтольфа. Три Нимфы: Валентина Нафорницэ, Лена Белкина, Ильсеяр Хайруллова

Дебют знаменитого маэстро

Наряду со Стояновой, триумфатором воскресной премьеры стал оркестр Венской оперы во главе с чешским дирижером Иржи Белоглавеком. Наследник Вацлава Ноймана в качестве главного дирижера Оркестра чешской филармонии, 67-летний Белоглавек выступал с лучшими оркестрами мира и стоял за пультом ведущих оперных театров, включая лондонский Ковент-Гарден и нью-йоркскую Метрополитен-опера. Но так сложилось, что у своих соседей — в Венской государственной опере — он дирижировал впервые. Роскошная партитура Дворжака, соединяющая в этой его поздней опере славянскую мелодику с вагнеровским симфоническим наследием, звучала завораживающе, прихотливо, временами меланхолично, временами страстно и всегда — мастерски.

"Для меня опера начинается в оркестровой яме, — сказал после премьеры генеральный директор Венской оперы Доминик Мейер, поздравляя оркестр и дирижера. — Оркестр так замечательно играл сегодня. И мы счастливы, что за пультом стоял маэстро Белоглавек. Ваш дебют на нашей сцене стал большим успехом!".
Овации удостоился и австрийский бас Гюнтер Гройссбёк, рельефно и вдохновенно исполнивший большую драматическую партию отца Русалки, Водяного. А вот немецко-канадский певец Михаэль Шаде, которого критики называют одним из лучших современных "моцартовских теноров", оказался весьма заурядным Принцем.

Следующие представления "Русалки" в Вене будут 30 января, 3, 6 и 9 февраля.

© Фото : Wiener Staatsoper / Michael Pöhn Опера Дворжака "Русалка" в постановке Бехтольфа. Красимира Стоянова в главной роли Русалки
Опера Дворжака Русалка в постановке Бехтольфа. Красимира Стоянова в главной роли Русалки

Уникальное сравнение

Любопытно, что на минувшей неделе "Русалка" Дворжака в постановке австрийца Отто Шенка была возобновлена после долгого перерыва на сцене Метрополитен опера. Там в главной роли выступила американская оперная звезда Рене Флеминг, которая считает Русалку одной из своих любимых, "фирменных" партий. В начале февраля у любителей оперы во всем мире будет уникальная возможность сравнить две эти постановки и услышать двух выдающихся певиц современности — Флеминг и Стоянову — в заглавной партии этого шедевра Дворжака.

8 февраля в кинотеатрах будет транслироваться "Русалка" из Метрополитен, а 9 февраля (в России — 10 февраля) можно будет посмотреть интернет-трансляцию "Русалки" на сайте Венской оперы.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала