Приближается День студента. В России студентов много, как и, соответственно, много людей с высшим образованием.
Празднуя, студенты на время забудут о том, что многие из них вообще никогда не будут работать по специальности.
Иногда в СМИ мелькают фантастические цифры: вроде того, что 90 процентов россиян имеют высшее образование. Это, конечно, преувеличение. Но даже по официальным данным, высшее образование есть у 54% жителей России. Это одно из первых мест в мире.
Но хвалиться здесь нечем. Многим вузовские знания не пригодились вообще, а еще большее количество выпускников получили дипломы в заведениях сомнительной репутации.
Много ли сегодня значит диплом вуза в России? Да не слишком, если только это не диплом МГУ или еще десятка "престижных" университетов. Справедливого соотношения между образованием и уровнем зарплат не существует. Часто на должности, не требующей высшего образования, можно зарабатывать больше. Но при этом люди упорно стараются получить заветные "корочки".
Отчасти такое вот иррационально-трепетное отношение к высшему образованию – атавизм советской эпохи. Среднее образование тогда было "всеобщим", и люди стремились подняться на следующую ступеньку. Хотя уже к восьмидесятым годам прошлого века диплом института или университета не давал ни статуса, ни денег: инженер зарабатывал 150 рублей в месяц, а рабочий – 200, а то и больше, если вкалывал на вредном производстве. Но при этом немало рабочих еще и учились заочно и диплом инженера получали.
Результат: поступить в "хороший" вуз, не имея репетиторов или связей, было крайне сложно. Поэтому старались поступить "хоть куда-нибудь", вовсе не планируя связать жизнь с выбранной специальностью.
Примерно так же рассуждал и я в конце 1980-х. Школа отправила меня "в жизнь" с серебряной медалью и неким минимумом знаний, которого было достаточно лишь для поступления в скромный технический вуз. Его я и выбрал, тем более что был дополнительный стимул: в тот год студентам снова начали давать отсрочку от армии.
Со мной учились, в основном, бывшие пэтэушники. Все они закончили свои ПТУ с "красным дипломом" и поступили на "родственную" специальность, сдав один вступительный экзамен. Работать инженером не собирался никто: тогда уже вовсю работали кооперативы, вырисовывались перспективы "бизнеса".
В середине девяностых, когда я уже учился в инязе и подрабатывал репетиторством, меня наняли позаниматься со студентом-первокурсником. Парню нужно было сдать зачет, а по-английски он знал меньше десятка слов. Я не шучу, хотя и не понимаю, как это возможно: он все же как-то закончил школу, поступил в технический вуз.
Я спросил, все ли у него хорошо с остальными предметами. Он ответил, что не очень. Я спросил: "А зачем тебе вообще это надо?".
"Ну, как зачем? Высшее образование нужно иметь. Вот даже в магазин продавцом требуют высшее образование".
Парень, кстати, учился на "бюджетном" отделении, получал образование бесплатно, чтобы потом пойти работать в магазин или куда-нибудь еще. Хотя тогда уже вовсю функционировали "коммерческие" вузы, легализовавшие практику покупки диплома.
В конце девяностых я даже недолгое время преподавал в одном из таких заведений. Придя на первую пару к восьми тридцати, я не обнаружил в аудитории никого. "Наши студенты так рано не приходят", – объяснила секретарь кафедры. Действительно, студенты начали подтягиваться через полчаса – те из них, кто на занятия еще ходил. Об учебе речь не шла, только о формальном присутствии, чтобы не слишком уж расстраивать родителей, оплачивающих обучение.
Эти ребята были циничны, но по-своему правы, выбрав наиболее простой (хотя и не самый дешевый) способ получения высшего образования. Пять лет беззаботной студенческой жизни, голова не забита ненужными знаниями, диплом вуза в кармане.
Родители наверняка помогут устроиться на работу, а если и нет, всегда можно пойти в продавцы-консультанты, секретари-референты или охранники. С Днем студента!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции